05.06.2017 12:42
    Поделиться

    Александру Сокурову вручат премию Европейской киноакадемии

    Одному из классиков русской кинематографии режиссеру Александру Сокурову в декабре будет вручена почетная премия Европейской киноакадемии "за его выдающееся творчество в области режиссуры, драматургии и операторского мастерства". Таких наград удостоены считанные мастера мирового кино.

    Историк по первому образованию, Сокуров сумел предложить в кинематографе свой неповторимый стиль, свой ракурс и свои методы работы с материалом. Знаток и ценитель большой литературы, он именно ее считает первичной для любого искусства и высоко ценит ее опыт, ее способы общения с читателем. "Я ее поклонник, она - мой учитель, ее опыт - для меня главный, - говорил он в интервью "Российской газете". - Только писатели могут на протяжении большого романа совершить усилия по созданию единой художественной среды, единого образа. Для кино это, к сожалению, не характерно". Поэтому и в своих фильмах он, как в литературе, оставляет зрителям простор для интерпретаций и самостоятельного мышления.

    Уже стал классикой стиль его операторской работы, его изображения с как бы приглушенными тонами, иногда с нарочито подчеркнутой зернистостью. Для того, чтобы добиться такого эффекта, Сокуров создал целую школу операторского мастерства, основал специальную лабораторию, исследующую еще не разведанные возможности пленки и оптики. Именно так были сняты фильмы его философской "тетралогии власти": "Молох", "Телец", "Солнце" и "Фауст", где он выступил как писатель, соединяющий под крышей единой идеи самые отдаленные области бытия и самые прихотливые ассоциации. Его в этой тетралогии интересовали непоправимые изменения, которые производила в сознании исторических персонажей неограниченная и неконтролируемая власть. "Я всегда чувствовал неловкость, когда выходили первые фильмы тетралогии: я-то понимал, что они как - главы книги, - говорил Сокуров. - По идее, нужно бы всю тетралогию выпускать сразу - как некое смысловое и художественное единство. Но, увы, это невозможно". "Фауст" подвел итоги, сцепил эти "главы" киноповествования в единый философский кинороман о природе власти. Вручая Сокурову главный приз Венецианского фестиваля "Золотой лев", президент жюри Даррен Ароновски охарактеризовал его "Фауста" как "фильм, который навсегда меняет каждого, кто его посмотрит".

    Непривычно сложные для восприятия и потому "подозрительные", отмеченные яркой авторской индивидуальностью картины Сокурова при советской власти если и выпускались на экраны, то с большими трудностями и ограничениями. Так, его дебютная работа "Одинокий голос человека" попала в ограниченный прокат только спустя девять лет после ее создания и тут же получила призы в Локарно и в Москве. С той поры громкие международные успехи постоянно сопровождались стыдливым замалчиванием у себя на родине. И лишь в 90-е годы фильмы Сокурова стали завсегдатаями российских клубных экранов и даже пробились на телевидение. В 2002 году его "Русский ковчег" стал первым в истории фильмом, снятым единым кадром без монтажных склеек, и это одна из немногих российских картин, ставших хитами мирового проката. За творческую и гуманитарную деятельность Александру Сокурову вручали свои премии многие общественные и религиозные институции мира, включая Ватикан.

    Важнейшей культурной и общественной акцией последних лет стала работа его творческой мастерской при Кабардино-Балкарском университете. При поддержке созданного Сокуровым фонда "Пример интонации" многие талантливые люди Кавказа, прежде не помышлявшие о кино, вкусили радость первых международных триумфов - достаточно назвать ученика Сокурова кабардинца Кантемира Балагова, чей дебютный фильм "Теснота" только что получил приз ФИПРЕССИ в программе "Особый взгляд" Каннского кинофестиваля.

    Большая ретроспектива работ Сокурова и картины его учеников предстанут в сентябре перед участниками и гостями Уралкинофеста в Екатеринбурге, куда мастер приглашен в качестве почетного гостя. А 9 декабря российского режиссера будут чествовать на торжественной церемонии вручения призов Европейской киноакадемии.

    Поделиться