Лондон пересмотрит стратегию борьбы с терроризмом

Боевики ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки ИГИЛ) взяли на себя ответственность за субботний теракт в центре Лондона, в результате которого погибли семь и получили ранения 48 человек, 21 из которых находится в критическом состоянии. В числе погибших гражданка Канады, сотрудница приюта для бездомных, которая приехала в Лондон с женихом и французский турист. Гражданка Австралии считается пропавшей без вести. ДАИШ призвала своих последователей "совершать нападения на Западе, особенно во время священного для мусульман месяца Рамадан".

Полиция до сих пор не обнародовала имена террористов, однако в британских СМИ появилась информация о том, что один из нападавших был уроженцем британской столицы, работал в крупной транспортной компании, где был на хорошем счету и проживал на востоке Лондона. Именно он арендовал белый фургон "Рено", ставший орудием смерти. Теракт можно было предотвратить, арестовав одного из трех террористов. Как отмечает Daily Mail, 27-летний мусульманский экстремист по кличке "АБЗ" в 2016 году появился в телевизионном документальном фильме о британских джихадистах на "Канале 4". Его запечатлели в компании с двумя одиозными проповедниками, которые были хорошо известны полиции и разведке. Они развернули флаг ДАИШ в лондонском Риджент парке, но не были задержаны. Этот молодой человек раздавал подросткам конфеты и деньги, пытаясь привить им радикальные идеи. Британская газета также выяснила, что на минувшей неделе он позвал своих родных и друзей на "прощальное барбекю", наготовив много шашлыков. Друг подозреваемого в прошлом году сообщил о нем по антитеррористической горячей линии, когда тот заметно радикализовался после просмотров экстремистского видео на YouTube. Но спецслужбы почему-то не изолировали радикала, а "наблюдали за ним". На теле еще одного убийцы была найдена ирландская идентификационная карта: по некоторым данным, он родился в Марокко, а проживал в Дублине.

Лишь 2800 полицейских Лондона имеют табельные пистолеты

Тем временем в понедельник утром премьер-министр Тереза Мэй провела совещание чрезвычайного правительственного комитета "Кобра". На встрече с участием высокопоставленных политиков и силовиков шла речь о пересмотре британской стратегии по борьбе с терроризмом. Одним из главных на совещании "Кобры" стал вопрос обеспечения безопасности в системе общественного транспорта Великобритании. Предложения в этой сфере стандартны для страны, где уровень террористической опасности оценивается как "серьезный", что означает высокую вероятность нападения экстремистов в местах массового скопления людей. На улицах Лондона и крупных британских городов будет в разы увеличено число патрульных полицейских, в том числе - в гражданской одежде. Самим "бобби" придадут некие дополнительные полномочия. В своем выступлении Мэй сказала о необходимости "проверить, имеют ли полицейские и сотрудники антитеррористических подразделений достаточные полномочия для борьбы с террористами". О чем именно идет речь - не разглашается, однако стражам порядка, вероятно, будет позволено "действовать по ситуации" и применять оружие при малейшем намеке на террористическую угрозу. К слову, три лондонских террориста были ликвидированы, что называется "без суда и следствия". С ними не проводились переговоры и их не принуждали сдаться, а застрелили, едва группа из восьми спецназовцев прибыла к Боро-маркету, где произошла кровавая резня. В террористов было выпущено около 50 пуль. Кстати, французская Figaro задалась вопросом: "Почему лондонские "бобби" не вооружены?". Оказывается из 31-й тысячи патрульных полицейских Лондона лишь 2800 на 2016 год имели табельные пистолеты. И эта традиция "учтивых и безоружных полицейских" восходит к 1829 году, когда было принято положение о том, что правоохранительные органы в Альбионе должны нести ответственность "перед людьми, которым они служат, а не перед государством". В этом коренное отличие "мирных" британских "бобби" от американских копов, которые спускают курок при малейшем намеке на угрозу.

Кстати, Дональд Трамп обвинил мэра Лондона Садика Хана в том, что тот не воспринимает всерьез угрозу терроризма. "Пора перестать быть политкорректными, - написал Трамп в своем твите. - Будет только хуже",

На Даунинг-стрит прекрасно знают о том, насколько активно и главное - продуктивно работают вербовщики ДАИШ с гражданами Великобритании из числа мусульман. Как отмечает Washington Post, в базе данных местных спецслужб находятся "около трех тысяч британцев, подозреваемых в экстремизме, и это слишком много, чтобы активно контролировать их в любое время". Атаки на Вестминстерском мосту и в Манчестере были проведены террористами, которые как раз числились в этой базе. Несмотря на очевидные промахи британских силовиков, власти страны почему-то делают акцент не на агентурной работе в этой среде с целью выявления потенциальных террористов "на земле". А намерены противостоять им в интернете. Судя по заявлениям Терезы Мэй, краеугольным камнем ее антитеррористической стратегии должна стать борьба с экстремистами в киберпространстве. Идея не нова. В мае Мэй предложила налагать санкции на крупные интернет-компании и поисковики, если "они не будут удалять незаконный контент". Не исключено, что от компаний-производителей популярных программ-мессенджеров, таких как WhatsApp и Messanger, потребуют предоставлять шифровальные коды к своей продукции.

Британский премьер полагает, что экстремисты слишком вольготно чувствуют себя в "онлайн-пространстве" и используют его для продвижения своей идеологии и вербовки потенциальных террористов. "Мы не можем позволить этой идеологии находить безопасные места для распространения своих идей. На сегодня это именно то, что позволяют делать интернет и большие интернет-компании", - отметила Тереза Мэй, добавив, что они "слишком терпимы к экстремистским материалам в соцсетях".

Эта идея британского премьера вызвала негативную реакцию не только у подобных компаний, которые заявили, что удаляют "терроритические контенты, едва они появляются в Сети", но и у правозащитников. Организация Open Rights Group заявила, что "интернет и такие компании, как, например, Facebook, не являются причиной ненависти и насилия, они лишь инструмент, подвергаемый злоупотреблению". Оппоненты Мэй полагают, что "драконовские меры" по контролю за всемирной паутиной, загонят "эти гнусные организации в еще более темные углы интернета".

Между тем

Джереми Корбин, лидер оппозиционной Лейбористской партии, в случае победы на парламентских выборах 8 июня пообещал набрать в ряды полиции 10 тысяч дополнительных сотрудников для нейтрализации террористической активности. Он обвинил лидера консерваторов в "экономии на силовиках". "Вы не можете защищать общественность по дешевке, - обратился Корбин к Мэй в речи в северном английском городе Карлайл. - Полиция и службы безопасности должны получить необходимые им ресурсы, а не 20-тысячное сокращение"

Комментарий

Маркус Пападопулос, главный редактор британского экспертного журнала Politics First.

Как вы оцениваете план премьер-министра Терезы Мэй после субботнего теракта?

Маркус Пападопулос: Главное, что сейчас нужно сказать - террористический акт в Лондоне стал возможным благодаря действиям правительства Великобритании. Власти уже давно поддерживают радикальный ислам в разных странах, преследуя свои собственные цели. Например, Великобритания имеет давние отношения с Саудовской Аравией, частью которых является разрешение на организацию религиозных школ и мечетей в нашей стране. А в них проповедуется ненависть, смерть и разрушение по отношению ко всем, кто не поддерживает ваххабизм. Так что сегодня ваххабизм есть в Британии, благодаря британскому же правительству. К тому же, когда Тереза Мэй была министром внутренних дел - перед тем, как она возглавила правительство - она провела реформу, в ходе которой были сокращены 20 тысяч сотрудников полиции. Эксперты по безопасности предупреждали ее, что именно сейчас стране как никогда необходимы эти силы охраны правопорядка, но она проигнорировала все предупреждения тогда, и даже сейчас - после всего того, что произошло в Манчестере и Лондоне, она не пересмотрела эту политику сокращений в полиции. Поэтому главным планом Терезы Мэй сегодня должно быть исправление ее предыдущих просчетов.

Может быть, после этой трагедии стоило бы перенести намеченные на 8 июня выборы в парламент?

Маркус Пападопулос: Я считаю, что выборы, намеченные на четверг, должны состояться. Мы не можем позволить террористам изменить наш образ жизни, наши обычные дела. К тому же, даже если мы отложим выборы, скажем, на две недели, это ничего не изменит. Терроризм и так уже здесь. И он здесь, в том числе, благодаря британскому правительству.

Но премьер-министр Тереза Мэй чрезвычайно популярна, и консерваторы лидируют во всех опросах с невероятным преимуществом перед лейбористами…

Маркус Пападопулос: Во-первых, опросы показывают, что  лейбористская партия Джереми Корбина набирает очки. А во-вторых, британские СМИ массово поддерживают консерваторов, поэтому вы не увидите и не прочитаете в них то, о чем я вам рассказал.

Подготовила Ариадна Рокоссовская