07.06.2017 21:45

Ученые: Гены влияют на вкусовые предпочтения человека

Почему один не может обойтись без мяса, готов уминать его и в завтрак, и в обед, и в ужин, и даже в полдник, а другой его не переносит, ложкой и вилкой голосует за вегетарианство? Сегодня у ученых есть однозначный ответ: меню диктуют наши гены.

К примеру, британские ученые выяснили, что мутации в гене MC4R заставляют человека отдавать предпочтение жирной пище, а в генах FADS1 и FADS2 - вегетарианской диете. Группа испанских ученых, изучив некоторые версии 1,5 тысячи генов жителей этой страны, обнаружили, что, к примеру, вариации в одном из генов связаны с количеством съедаемых овощей и клетчатки, а два отвечают за тягу к соленым продуктам. Выявлен ген, который "управляет" любовью к шоколаду или, наоборот, его отторгает, а сразу три гена влияют на отношение к растительному маслу и сахару.

Новую грань во взаимоотношениях между генами и пищей открыл коллектив под руководством Маркуса Ралсера из Кембриджского университета. Ученые уверяют, что пища может влиять на гены. Дело в том, что поведение клеток, с одной стороны, зависит от активности генов, а с другой - от метаболизма - химических реакций, поддерживающих организм в норме. Эксперименты показали, что почти все гены реагируют на изменения в составе питания. Причем настолько сильно, что пища может заставить ген работать совершенно иначе. Крайне интересны исследования связи генов с потреблением алкоголя. В СМИ периодически появляются сенсации - найден ген алкоголизма. Правда, потом сенсация "сдувается", но только до следующей.

- На самом деле природа не заложила в нас никаких генов "алкоголизма", - сказала "РГ" доктор биологических наук Светлана Боринская из Института общей генетики РАН. - Но имеются гены склонности к потреблению спиртного. Важно, что каждый из них со слабым эффектом. Уже известно несколько десятков таких генов, но не один не является определяющим. Даже если у какого-то человека их наберется много, это вовсе не приговор, потому что для этих генов нет какой-то "критической массы", которая бы могла запустить механизм развития алкоголизма.

Природа не заложила в нас никаких генов "алкоголизма", но имеются гены склонности к спиртному, правда, каждый из них со слабым эффектом

Словом, только от самого человека зависит, будут ли реализованы полученные от природы риски. Огромное значение играет его воспитание в детстве. Ведь гены по-разному отзываются на воздействие среды. При неблагоприятных условиях отклик генов может повысить риск алкоголизма. Если же ребенок растет в нормальных условиях, то даже не совсем удачный набор генов может так и остаться в "молчании".

Но если гена алкоголизма нет, то ученым удалось найти гены, защищающие от пьянства. Один управляет ферментом, который превращает спирт в соединение ацетальдегид. Это сильный токсин, вызывающий тяжелое похмелье. По сути, отравление организма. Другой ген управляет ферментом, который превращает уже этот токсин в уксусную кислоту. Она для организма "своя", вполне вписывается в его работу.

Защита от алкоголизма зависит от того, как работают эти гены. Сначала о первом. Если человек обладает вариантом гена, который быстро разлагает спирт в токсин, то отрава накапливается в организме. Обладатели такого гена не способны выпить много, а потому редко становятся алкоголиками. Особенно он распространен в ряде стран Азии, где число его обладателей составляет около 70 процентов. Что касается России, то таких людей около 10 процентов. Примерно, как в Европе. То есть здесь мы ничем не отличаемся от многих других народов. Второй защитный ген отвечает за уничтожение отравы. К примеру, у половины китайцев и японцев он не работает, поэтому они вообще не могут пить. Среди россиян около одного процента населения не имеют такой защиты. В Европе - доли процента. То есть, по генетическим показателям, имеющим отношение к потреблению алкоголя, россияне практически ничем не отличаются от других европейцев.