Консерваторы, правда, вместо усиления своих позиций их, наоборот, несколько ослабили, но власть сохранили, Тереза Мэй смогла сформировать правительство.
А во Франции 39-летний ("самый молодой со времен Наполеона", как не устают повторять СМИ) Глава Государства, Э. Макрон продолжает Триумфальный марш. Созданное им всего год назад движение "Вперед, Республика!" уверенно победило на выборах. "Я побью его, как ребенка", говорила Эллочка Людоедка. Так и получилось - партия Макрона "расшвыряла по углам" всех своих соперников. В общем, в этом тоже традиция - многие президенты страны (Де Голль, Миттеран, Ширак) создавали "под себя" партии. Просто у Макрона все получается как-то особенно стремительно. Он популярен во Франции и народ понимает, что "надо дать шанс" - не создавать заведомо патовую ситуацию противостояния Президента и Парламента. Тем не менее, это все - объяснения задним числом. Еще пару месяцев назад в такой успех Макрона никто не верил, казалось Францию ждет фрагментарный парламент и изматывающая борьба двух ветвей власти...
Наконец, как известно, 24 сентября - выборы в Бундестаг. По последним опросам (конечно, все еще много раз может измениться), Меркель останется канцлером, хотя занимает этот пост с 2005 г.
Что объединяет выборы в трех главных европейских странах? Сохранилась правящая партия? Нет, во Франции она сменилась, что будет в Германии - посмотрим.
Сохранилось статус-кво в ЕС? Нет, Англия продолжит процедуру выхода. И все-таки ОЩУЩЕНИЕ (по крайней мере из Москвы) связано именно со словом "сохранилось"... хотя и не сразу скажешь, что именно.
Вероятно, дело в том, что год назад на фоне "брекзита", избрания Трампа, впечатляющей "психической атаки" Национального фронта во Франции, кризиса мигрантов, терактов и т.д. была популярна идея, что Запад "ходуном ходит", ЕС на грани "полной гибели всерьез" и вообще в Европе грядет какая-то новая, хоть и непонятно какая политическая Революция (скажем, масштаба 1968 г., хотя и совершенно с другим смыслом).
Многим в Москве почему-то "так хотелось". Чем, собственно, ЕС "плох" для России, сказать трудно - но, может быть, просто ждали "движухи" (тем более чужой, "на халяву", так сказать?).
Но не в Москве же это придумали! Российские СМИ лишь повторяли европейские, которые - кто со страхом, кто со злорадством, кто с надеждой - наперебой пророчили Великие Потрясения своему ЕС...
Прошел год.
Не назовешь его ни особо спокойным, ни "решившим проблемы". Острую фазу кризиса беженцев снять удалось, но терроризм никуда не делся, как и война в Сирии, кстати. ЕС, где руководство не менялось (Туск - Юнкер), тоже вроде не слишком изменился, несмотря на критику со всех сторон. Европейская экономика более-менее стабильно развивается, это правда. Но главная, видимо, проблема ЕС, о которой так много говорят, - размывание, относительное (да и абсолютное!) обеднение среднего класса. Здесь, кстати, надо сказать, что это ведь и наша проблема. Мы в России очень любим мазохистски хвастать своими трудностями, но на самом деле то размывание, вымывание среднего класса, которое мы имеем, - не оригинально. Богатые ("элиты") богатеют, бедные - беднеют, средний класс истончается - общемировой тренд последних лет, который, кстати, и Трампа привел к власти. Оно понятно - "у кого суп пуст, у кого жемчуг мелок" - "евробедность" многим в нашей стране кажется недостижимым благополучием (ВВП на душу населения в России 26 100 долл., а в ЕС - 39 200 долл., в странах Западной Европы, понятно, еще выше). Но ведь люди сравнивают свое положение не с соседними странами (нас тоже мало утешает низкий уровень жизни в Молдове или на Украине), а с соседями по квартире, улице, дому, да и со своими доходами несколько лет назад...
Итак - проблемы вроде бы все на месте, а уровень тревоги как-то спал, ощущение, что ситуация относительно стабилизировалась.
С чем это связано? Мой ответ может показаться наивным - но я и не претендую на "научность". Тем не менее, мне кажется, что это некоторое ослабление напряжения объясняется (во всяком случае отчасти) просто естественной синусоидой настроений, тем, что люди "устали нервничать". А главное - они не видят принципиальной альтернативы существующей ситуации. Точнее, те альтернативы, которые вроде бы замаячили (для Франции, например, выход из ЕС, в случае победы Национального фронта, в Англии - резкое "полевение" в случае прихода к власти лейбористов во главе с "почти коммунистом" Дж. Корбином) - про эти альтернативы большинство европейцев считают: "если это - лекарство, предпочитаю болезнь".
Слухи о смерти ЕС (как и вообще о Системном кризисе "старой Европы") в очередной раз оказались преувеличенными.
"Вызов - ответ". Так описывал "такты Истории" британский ученый А. Тойнби. Когда перед Европой замаячил "вызов распада" - она от такой перспективы отшатнулась. "Евроскептики" не вдохновили европейцев : скептицизм, сарказм - вещи необходимые для корректировки Проекта, но вот заменить собой Проект они не могут.
Сейчас много пишут о покойном Г. Коле - место таких людей ясно видят, когда они уходят. Коль был символом Объединенной Европы - большой, неповоротливый, надежный, необходимый. Как бы не были жители ЕС чем-то недовольны, но для них развал ЕС сегодня уже означал бы "распад Скреп", уход почвы из-под ног, утрату важной части самоидентификации. Может быть, поэтому ответом на трудности стала не "перезагрузка", а "полуперегрузка" Европы.