"Время для жизни": пять экспериментов с ветчиной, кругами и психикой
"Время для жизни" - дебютная полнометражная картина голландца Дана Баккера. Она представляет собой сборник экспериментов с формой, техникой, сюжетами. Талантливых, изобретательных экспериментов, смелых, но не радикальных и не претендующих на что-то большее. Местами трогательно, местами очень смешно.
Это фильм в пяти частях, о чем предусмотрительно сообщается заранее. Каждая посвящена одному герою и озаглавлена его именем. Первого зовут Кун, и он - белый круг на красном фоне, который оказался на семейном празднике. Кун говорит, что он пришел на семейный праздник есть ветчину и пить молоко. Много ветчины, до отвала. И молоко залпом, стаканами. Говорит искаженным голосом и надписями, вибрируя. Сбоку плавно вплывают родители - тоже белые круги. Потом фон окрашивается в синий, в кадре появляется остальная родня, круглая, разноцветная. Кун беседует с коричневым дядей и, доказывая сказанное ранее, пьет молоко и ест ветчину. Как-то так. Минималистично в крайней степени и - тем не менее - максимально выразительно.
Второй сегмент - о молодом человеке с психическим расстройством, который живет с родителями ("это временная мера"). Он работает над творческим проектом - фотографирует. Раздевалку футбольной команды, где когда-то играл, мост, где когда-то рыбачил - места и вещи, напоминающие о прошлом. Грустно это все. Камера снимает исключительно общими, отдаленными статичными планами сверху вниз и иногда наискосок. Строчки реплик всплывают и угасают то тут, то там, играет музыка. Грустно.
Дальше повеселее. Но опять в центре внимания нездоровый человек. Шелл его зовут. Он страдает от прогрессирующей социофобии, чему причина - детская травма. Когда Шелл был маленький, воспитательница детского сада шлепнула его внезапно, подкравшись, по попе. Кручиной своей он делится с другом, который предлагает отправиться на машине времени в прошлое и все исправить. Но все заканчивается плачевно, со старой, как мир, моралью: лучшее - враг хорошего, и не стоит пугать себя из прошлого, иначе есть риск нанести ему (себе) очередную, уже непоправимую психическую травму с летальным исходом.
А вот история из жизни Карела. "Детство". "Отрочество". "Юность". "Похищение инопланетянами". Титры предваряют соответствующие действа. Как в немом кино. Карел возвращается в отчий дом. Карел смотрит телевизор. У Карела вырастает опухоль размером с футбольный мяч. Карела отвозят в больницу. Карел взрывается. Опухоль остается. Опухоль кричит: "Ма-а-а-ма-а-а-а". Опухоль находит в себе певческий талант. К сожалению, финал снова печален. Хотя собачке нормально.
Наконец, Джеф. Джеф - гитарист, играет в начинающих группах. На выходные его пассия увозит знакомиться с семьей в загородный дом. Нет, все не так, как в "Прочь". Просто Джеф слишком сильно старается понравиться, и потому часто выходит какой-нибудь конфуз. Это самая традиционная часть Quality Time - достоверно передающая атмосферу неловкости маленькая пасторальная пьеса с расслабленной актерской игрой.
Вряд ли тут нужно что-то добавлять еще. "Время для жизни" (кто его додумался так перевести?) - вещь необязательная, скорее в себе, чем для нас. Что для фестивального кино - стандарт. Но зрителям с определенным чувством юмора и эстетическими вкусами вполне может прийтись по душе.
4.0