Пятый сезон "Карточного домика" не оправдал призрачных надежд

Увы и ах. Промелькнувшая было после относительно бодрого старта надежда на то, что "Карточный домик" в пятом сезоне реабилитируется за третий и четвертый, оказалась ложной. После отличных двух тринадцатисериек главный телевизионный политический триллер современности движется исключительно по нисходящей, и редкие проблески становятся все менее убедительным поводом для просмотра. Не помогла и смена шоураннера - пятый сезон обернулся не эффектным камбэком, а поводом для безжалостного диагноза: "сериал безнадежно затянулся".

Главный симптом - беспардонное увеличение количества "мыла" (чего мы опасались больше всего), которым заполняются бесчисленные сюжетные пустоты (от далеко не самого лаконичного формата в 13 эпизодов никто отказываться не собирается). "Карточный домик", сделав несколько многообещающих, но робких шагов в сторону политической радикализации, вновь свернул в сторону душной мелодрамы - и даже развернувшаяся с новой силой (немного не так, как ожидали, но все равно - довольно масштабно) кровавая жатва не спасает от скуки. Ко всему прочему, опять объявились новые действующие лица - одно другого унылее, утомительнее и несуразнее.

Но бог бы с ними, с новыми персонажами - хуже то, что главные герои и их ближайшее окружение усилиями сценаристов постепенно впадают в маразм. И принимают решения, либо противоречащие своей природе и образу, сложившемуся за эти годы, либо этот образ утрирующие до карикатурности - как в случае с Дагом Стемпером, чья личная преданность Фрэнку Андервуду дошла уже до уровня корявого анекдота.

Странности в поведении демонстрируют и Андервуды. Фрэнк, прожженный ловчила, упивающийся властью, зависимый от нее, как от наркотика, в первом эпизоде сезона обещающий драться за свое президентское кресло (чего от него все и ждут) до последней капли крови, внезапно обнаруживает, что статус хозяина Белого дома еще не обеспечивает всего возможного могущества. Почему такому опытному политику это вдруг стало ясно только теперь - загадка, и выводы, сделанные из этого потрясающего открытия человеком, претендовавшим - ни больше ни меньше - на право считаться Макьявелли XXI века, огорошивают своей наивностью и непродуманностью. Что уж там, персонажи прошлогоднего сатирического фарса "Безмозглые" (Braindead) с жуками в голове ведут себя куда осмысленнее.

В то же время его супруга Клэр изо всех сил проявляет коварство и вовсю разбазаривает остатки человечности, оправдывая себя сомнительной формулой "с кем поведешься…". Однако все ее интрижки в основном сводятся к умению вовремя толкнуть падающего, и сюрпризом эта ее черта к пятому сезону может оставаться только для ставшего беспомощным простофилей супруга. Теперь и миссис Андервуд взяла за правило напрямую общаться со зрителями, но на фоне всего вышеперечисленного этот ход совершенно не впечатляет. Наблюдая за трансформацией Клэр, лишь в очередной раз вспоминаешь добрым словом BBC и оригинальную телетрилогию, где финальный твист был чрезвычайно эффектен именно потому, что создатели сериала знали, когда вовремя остановиться.

О внешнеполитической повестке и говорить нечего - чем чаще она влияет на сюжет "Карточного домика", тем глупее выглядит - это заметно еще с третьего сезона. Российский президент Виктор Петров деградировал от дьявольски обаятельного антагониста до хаотично мешающего из врожденной вредности всему свету тролля, и весьма вольная художественная интерпретация реальности - от истории Сноудена до ближневосточного конфликта - только подчеркивает всю тенденциозность и поверхностность подходов авторов сериала (именно с этим Оливер Стоун и попытался бороться своим недавним телефильмом). Отпущенная Ларсом Миккельсеном бородка, видимо, намекающая на максимальный уход "Карточного домика" от прямых параллелей с реальностью, никого уже не обманет.

Упомянутые проблески с той или иной степенью регулярности все же возникают - например, боевое выступление Андервуда в Конгрессе, прекрасная сцена инаугурации, недвусмысленно отсылающая к недавним событиям, изящная ликвидация конкурента-республиканца или гротескное сборище закулисных кукловодов - но этого критически мало. А в остальное время такими блестящими инструментами, как Кевин Спейси, Робин Райт, Майкл Келли, Борис МакГайвер, Миккельсен и другие в основном забивают гвозди - в крышку гроба некогда одного из лучших шоу Netflix. Теперь оно может разве что составить компанию свежим "Американским богам" в списке главных разочарований текущего телесезона.

2.5