издается с 1879Купить журнал

А мачту - распилить…

Как спускали на воду карбас под флагами "РГ" и "Родины"

03 июля 2017

В селе Лешуконском, что в Архангельской области, построили судно по старинной технологии. В воскресенье карбас - в здешних местах их называют так - спустили на воду. Под флагами "РГ" и "Родины".

Задумал построить (или, как говорят корабелы, сшить) этот карбас известный мореход, совершавший кругосветное путешествие Евгений Шкаруба. В Лешуконском он нашел мастера - Виктора Кузнецова, который сам не раз ходил на собственных карбасах в море на промысел.

Теперь на промысел по Мезени в Белое море не ходят. И карбасы тоже не строят, хотя еще недавно такие небольшие рыболовецкие суда здесь можно было увидеть часто.

- Мы не пытаемся научить мастеров вновь делать карбаса. Просто хотим, чтобы люди, которые умеют их шить, и которые, к счастью, живы, вновь получили заказчиков, - говорит Шкаруба. - Еще 15 лет назад карбасы были востребованы на заводах по выращиванию водорослей, рыбными колхозами. Но технологии сменились и карбасы стали не нужны...

Шкипер Шкаруба, возглавляющий клуб "Морские практики", говорит, что 80 процентов яхтсменов в России учатся яхтенному спорту на пластиковых яхтах, которые берут в аренду. У людей просто нет представления, что в России есть своими традиции. Как, например, во Франции, где старинные суда бережно сохраняются владельцами.

- Дедушки ремонтируют свои малые суда, выходят на них в море, передают эту культуру своим детям, внукам, да просто молодым людям, которым это интересно. Так молодежь познает эту культуру, - объясняет Евгений Шкаруба.

Он уверен, что культура мореходства есть и в России. Просто она может быть окончательно забыта, если не привлекать к ней внимания, как это делает Евгений и другие участники проекта "Поморский карбас".

Мастер Кузнецов при помощи команды Шкарубы шил карбас две недели. Столько же на нем мореплаватели планируют добираться до Соловецких островов. Это более 500 километров.

Карбас назвали в честь реки, на берегах которой он строился - "Вашка". От дома мастера Виктора Кузнецова судно на прицепе и доставили к этой реке, которая через два километра впадает в Мезень, а та уже в Белое море. Участники проекта снимали спуск судна на воду с разных ракурсов - фильм о стройке и походе на Соловки создают на деньги, которые собрали подписчики клуба "Морские практики". Шкаруба говорит, что осенью должна состояться премьера.

…Когда карбас плавно опустился на воду, показалось, река повернула вспять. Тут, в Лешуконии, как называют здешние места, привыкли видеть моторки да зырянки. Ну или катера, которые тянут баржи с автомобилями на переправе. А это была картинка из прошлого. Но - наяву.

В воскресенье в село приезжал епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков. Он и освятил судно. У мастера Кузнецова, который две недели искусно собирал карбас, кажется скатилась в Вашку слеза. Или это от того, что больно смотреть на яркое солнце? А, может, у корабелов такие чувства всегда, когда свой корабль уходит в первое плавание?

На Соловки Виктор Петрович не пошел вместе со всеми. Он был там несколько лет назад. После того, как попал в шторм в море, молился Николаю Угоднику, дал обет - если выживет, пойдет трудником на остров. Выжил. Пошел. В скит на острове Анзер…

Шкаруба - тот весь мир повидал. Был в Исландии, Гренландии, на Таити. Послушать были про эти земли, сидя в мастерской у Виктора Кузнецова за чаем с сухарем - удовольствие. Особенно, когда зачин такой: "Вышли мы с Галапагосских островов и двигались к острову Пасхи...".

- Во время этого перехода у нас сломалась 27-метровая мачта, - продолжает Евгений. - Остаться без нее посреди океана... Сами понимаете. Но удалось связаться с чилийским МЧС. Через двое суток к нам подошло их судно и передало 300 литров топлива.

Нам бы, правда, и так хватило горючего. И все же... Дошли до острова Пасхи. Встретили там индейца и чилийца. Они нам и сделали мачту из кипариса, срубленного в священной роще. В конце работы они так разошлись, что написали на мачте священные символы. С этой мачтой мы дошли до Таити, где получили заказанную во Франции новую... А та, священная, хранится в Архангельске.

У мореходов много традиций и обычаев. На отпиленном куске мачты карбаса перед тем как отправиться в путь, все расписались в двух местах и порезали на две части. Одну отдали мастеру Кузнецову, другую - шкиперу Шкарубе. Она вскоре окажется в музее клуба "Морские практики". Судя по всему, где-то рядом с той, из священной рощи с острова Пасхи.

Есть на этих раритетах и имя спецкора "РГ" и "Родины", хотя строитель из меня такой же, как мореход. Дальше идут только участники клуба. И не удивительно, что именно на Соловки.

Шкаруба, родившийся в Новосибирске, после армии занялся кузнечным делом. И в конце 1980-х отправился заниматься им на Соловецкий остров, где была хорошая школа и железо.

Кузнечным делом Евгений овладел так, что начал ковать натюрморты. И решил идти учиться в рисовальные классы в Петербурге. Потом организовал на Соловках центр современного искусства, который стал известен и успешен.

- А затем я вернулся в яхтинг, которым занимался с детства, - говорит Евгений. - Получил международный сертификат шкипера, после чего меня сразу пригласили на работу инструктором. В 2009 году подвернулась халтурка - нужно было перегнать яхту из Средиземного моря в Америку. Тогда у нас постепенно сложился клуб единомышленников, человек 200. Придумывал разные проекты - так мы мы побывали в Гренландии, Исландии…

Но тянет Шкарубу, который обошел весь свет, все равно на Соловки. Говорит, что это место, куда ему хочется возвращаться. Не случайно и прописка в паспорте у Евгения соответствующая: "о. Соловецкий. Кремль". 

ЦИФРЫ

7,5 x 2,4 метра - размеры карбаса

500 килограммов - вес

7 человек - команда

4 весла

2 мачты

2 паруса

СЛОВАРЬ

Карбас - небольшое промысловое судно на русском севере

Кокора - корень ели для основания (носа) карбаса

Закоренок - корень ели для кормы карбаса

Опруги - поперечный брус, служащий основой для обшивки корпуса судна изнутри

Челтас - съемный деревянный настил на дно лодки/карбаса

Рым - крепление в виде кольца для веревки якоря на носу карбаса

Кочет - уключина для весла