18.07.2017 16:15
Поделиться

Перехватывающие парковки не смогли разгрузить центр Петербурга

В Петербурге городской центр управления парковками объявил тендер на автоматизацию пяти перехватывающих автостоянок. Предполагается, что после модернизации они заработают эффективнее. Автомобилисты восприняли эту новость скептически: для пятимиллионного города - это капля в море, а кроме того, никуда не исчезают основные неудобства, мешающие предпочесть личным "железным коням" общественный транспорт.

Дорогая автоматизация

Обходятся такие объекты городу весьма недешево. Согласно данным электронных аукционов, цена контракта на модернизацию стоянки возле станции метро "Купчино" - 5,6 миллиона рублей, аналогичные работы на парковке у "Ленинского проспекта" оцениваются в 6,5 миллиона, у "Кировского завода" - в 6 миллионов, у "Волковской" - в 8,1 миллиона рублей. Дороже всего обойдутся работы на стоянке у станции метро "Обухово", здесь цена вопроса - 10,8 миллиона рублей.

Сейчас на этих парковках работают сторожа: открывают шлагбаумы, выписывают квитанции и вешают информационные таблички, когда на парковке заканчиваются свободные места. Официально эта должность называется "инспектор по обслуживанию зоны парковки". Как следует из объявлений о вакансиях Городского центра управления парковками, получает инспектор на руки примерно 28 тысяч рублей, график работы - два через два.

Учитывая, что на парковках инспекторы работают в лучшем случае по двое, то "чистыми" бригада получает 56 тысяч рублей. По самым грубым прикидкам, вместе со всеми отчислениями, покупкой формы и другими расходами на содержание четырех инспекторов в месяц на одной парковке тратилось порядка двухсот тысяч рублей.

Согласно конкурсной документации на модернизацию парковки у метро "Обухово", установка автоматической парковочной системы (АПС) оценивается в 4 миллиона 682 тысячи рублей. В эту сумму входят сами автоматические кассы и их установка. На улице Стачек установка АПС будет чуть дешевле - 3 миллиона 131 тысяча рублей. Разница объясняется количеством машино-мест: на "Обухово" их 330, а у "Кировского завода" - 72.

Конечно, на этапе установки оборудования затраты на автоматизацию окажутся в разы выше фонда заработной платы. Но в перспективе вендинг должен окупаться. По крайней мере, в идеале.

При таких затратах окупаемость автоматизации кажется сомнительной. Удивляет и сама конкурсная документация. Например, в пояснительной записке к техзаданию на установку оборудования для автоматизации парковок заказчик прямо называет наименование товара: "Штрих-ParkMaster". Составители в документации сразу же оговариваются, что оборудование это хорошо себя зарекомендовало в городе, и заказчик предпочтет работать именно с ним. Однако такой подход выглядит противоречащим статье N 33 федерального закона N 44, который регламентирует контрактную систему госзакупок.

Стоит отметить, что, помимо указанной марки, на рынке присутствуют и десятки аналогов. Причем, какие именно параметры оборудования "Штрих-ParkMaster" так понравились Городскому центру управления парковками, остается неизвестным, поскольку в документе, где изложены требования к товару, большинство характеристик терминалов так и не прописаны. Хотя, к примеру, количество зерен в песке, который пойдет на благоустройство парковки, заказчик ограничил достаточно строго - не более 20 процентов от общей массы.

В УФАС по Санкт-Петербургу корреспонденту "РГ" сказали, что жалобы на эти аукционы не поступали, а проанализировать конкурсную документацию без обращения заинтересованных лиц в ведомстве не могут.

Вдали от метро

Хотя парковки автоматизируют и тратят на это серьезные деньги, главная проблема не решается - до сих пор автолюбители не могут удаленно узнать, есть ли на стоянке места.

Для сравнения: в Москве данные о заполняемости со всех перехватывающих парковок аккумулируются на одном сайте, и, уже выезжая из дома, можно прикинуть, где оставить машину. В Петербурге после автоматизации на парковке появляется информационное табло, сообщающее о количестве свободных мест. Но, чтобы увидеть его, нужно приехать на стоянку через все утренние пробки, а в итоге может и не повезти.

На весь Петербург создано 12 перехватывающих парковок и вместимость их довольно скромная. Самая большая - на улице Грибакиных: 300 машин. А, к примеру, на улице Салова - 91, на Балканской - всего 51 место. Смольный намерен увеличивать число парковок: к концу 2018 года их должно быть уже 36 общей вместимостью 4 тысячи машино-мест. Но проблема не только в недостатке мест или информации о них. Перехватывающие парковки оказываются неудобными для петербуржцев.

- Главный фактор удобства перехватывающих парковок - их близость к метро или другим пересадочным узлам. Чем меньше по времени пересадка, тем большей популярностью они будут пользоваться. Например, на "Волковской" перехват находится близко, а на "Бухарестской" - далеко, до некоторых парковок от метро по 5-7 минут ходьбы, - говорит Арсений Афиногенов, аналитик транспортных систем "Городских проектов" в Санкт-Петербурге. Он уверен, что чем шире сеть общественного транспорта, тем больше вероятность, что автомобилист на него пересядет.

Но сеть общественного транспорта в Петербурге связывает между собой наземными маршрутами не все районы. Учитывая площадь города, в отсутствии маршрута от Парголово до Петергофа логика, конечно, есть. Однако имеющиеся маршруты во многом друг друга дублируют. Например, человек, оставивший машину на проспекте Народного Ополчения, должен либо идти больше километра до метро "Ленинский проспект", либо выбрать один из 23 автобусных маршрутов. Но нюанс в том, что его могут увезти только в юго-восточные и юго-западные районы города. Самый северный маршрут - это улица Заставская, недалеко от станции "Московские ворота". Похожая ситуация с наземным транспортом у парковки на проспекте Просвещения, 30. Хотя в шаговой доступности - четыре автобусные остановки с тремя десятками маршрутов, до делового центра города они не идут, в основном транспорт ходит "по горизонтали", связывая спальные районы.

Автобусы не привлекают

Немаловажен и вопрос цены. За пользование стоянкой автолюбитель, если предъявляет карту "Подорожник" с использованными поездками, ничего не платит. Но билеты на общественный транспорт могут выйти дороже поездки на машине. Например, с "Подорожником" "путешествие" на метро и на автобусе обойдется в 67 рублей. А если, скажем, не оставлять машину на парковке у станции "Ленинский проспект", а проехать на ней в центр, то спидометр дополнительно отмеряет километров 10. Посчитаем: если это Ford Focus - самая часто встречающаяся на улицах Петербурга, согласно данным агентства "Автостат", модель, он потребляет в городе 10,9 литра бензина на 100 километров (по расчетам агентства FuelControl). Сейчас АИ-95 на заправках Петербурга стоит 40,9 рубля. Получается, затраты на топливо - порядка 45 рублей.

Конечно, против автомобилистов играют жесткие правила платной парковки в центре. Но пока ее зона ограничивается "золотым треугольником", те, кто работает в самом сердце города, просто стараются оставлять автомобили за его пределами. Кроме того, система по оплате парковки, с завидной регулярностью дает сбои из-за технических проблем банков и сотовых операторов. Поэтому многие часто ставят машины там, где хотят, безо всякой платы. И даже если они припаркуются в запретной зоне и ничего не заплатят, штрафовать все равно будет некого: у центра по управлению платными парковками и ГИБДД города отсутствует договоренность о передаче данных. Изменить ситуацию могут дестимулирующие меры: расширение зоны платной парковки и возможность штрафовать нарушителей. Конечно, под угрозой штрафа перехватывающие стоянки будут выглядеть более привлекательно, но станут ли они от этого удобнее, большой вопрос.

Цифра

1603 машино-места составляет вместимость петербургских перехватывающих парковок

А как у них?

В Эстонии признали удачным эксперимент по сокращению числа автомобилей на улицах Таллина. По словам Аллана Алакюла, представителя Таллина в Евросоюзе, перехватывающие парковки стали пользоваться популярностью после того, как общественный транспорт в эстонской столице стал бесплатным для всех горожан. Кроме того, власти Таллина увеличили число маршрутов и добились того, чтобы в любую часть города можно было добраться на общественном транспорте. Параллельно были радикально увеличены тарифы на парковку на центральных улицах города и отменены все скидки. Таким образом, использование автомобиля стало невыгодным, а поездки на общественном транспорте, наоборот, позволили значительно сэкономить.