Что происходит с дорожными знаками в центре Москвы
Размер имеет значение
Знаков в центре много: "Стоянка/остановка запрещена", "Одностороннее движение".. У многих есть дополнительные таблички. Например, под "Стоянкой" - предупреждающая о платности услуги, а под тем же "крестом" нарисован эвакуатор. Каждый знак - 70 на 70 см, занимают в итоге пол-улицы.
Сначала решено было поэкспериментировать с размером знаков - такой опыт уже идет по соседству с Кремлем. Поворачивая на Большую Никитскую, оказываешься будто в центре Европы: 2-5-этажные особнячки и маленькие аккуратные дорожные знаки под стать домам. Квадраты и круги здесь меньше обычных в полтора раза. Размер стандартных 70 на 70 см, а экспериментальных - 50 на 50 см.
Их внедрению предшествовала большая работа. Сначала столичный Центр организации дорожного движения (ЦОДД) и Московский автомобильно-дорожный университет провели эксперимент по читаемости уменьшенных знаков - высчитывали, на какой скорости они хорошо видны и понятны. После этого предложили ввести изменения в ГОСТ, а в конце 2016 года первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил в качестве "пилота" попробовать зарубежные стандарты организации дорожного движения в России. В феврале ЦОДД запустил эксперимент в центре Москвы: все знаки на нескольких улицах поменяли на маленькие. "Дорожные знаки уменьшенного размера более удачно вписываются в окружающую среду, гармонируют с архитектурой города и новым образом улиц. Это мировой опыт, который мы планируем перенять", - говорят в ЦОДД. - Такие знаки давно ставят в европейских городах".
Помимо размера знаков решили также оптимизировать и их количество. В зоне эксперимента также появились знаки "Платная парковка", совмещающие в себе привычный знак стоянки с табличкой "Платные услуги", и знаки "Парковка для инвалидов".
"Хоть понятно стало, где что, а то раньше в глазах рябило, когда сюда поворачивал", - поделился с "РГ" впечатлениями от новшеств водитель Алексей Самохин. - Быстро тут все равно никто не гоняет, все видно".
"Вы въезжаете в зону"
Еще один эксперимент начнется этим летом в Хамовниках на 25 улицах и переулках. На въездах и выездах в район поставят знаки "Зона регулируемой стоянки" и "Конец зоны регулируемой стоянки". Знаки эти есть в ПДД, но они не пользуются спросом - в Москве их пока почти нет.
По своему действию они похожи на знаки "Жилая зона", хорошо знакомые водителям. Одна такая картинка обозначает сразу многое: ограничение скорости - 20 км в час, приоритет пешеходам, необходимость уступить дорогу при выезде из зоны. Действуют такие правила до знака "Конец жилой зоны". Тот же принцип и с "Зоной регулируемой стоянки". Раз водитель сюда въехал, он должен будет иметь в виду, что за парковку придется платить, а на разметку обращать особое внимание. Десятки знаков рядом с бордюрами можно будет убрать. Останутся только знаки, обозначающие парковочные места у соцобъектов, ведомственные стоянки и места для инвалидов. Правда, для того, чтобы водители поначалу не путались, на асфальте появится дополнительная разметка - прямо на парковочных местах. Ориентировочно подготовка к этому эксперименту закончится в августе.
Александр Шумский руководитель экспертного центра "Пробок.нет":
Большое количество знаков только путает людей, а гигантских денег стоит не только их содержание, но также производство и установка. И если мы создадим новую систему, которая будет более понятна для водителей, окажется проще и принесет экономию для бюджета, то почему бы и нет?
Александр Кулаков, директор Центра транспортного моделирования Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ:
Чтобы знаки воспринимались водителями, и у нас, и за рубежом существуют требования о расстоянии между ними и об их количестве в одном сечении дороги. В нашем нормативе два последовательно установленных знака должны находиться на расстоянии друг от друга в зависимости от скорости движения. Если в городе, при скорости 60 км в час, знаки не должны "приближаться" друг к другу ближе чем на 25 метров, то на трассе, где может быть установлен скоростной режим и 90, и 110 км в час, расстояние между знаками должно быть не менее 50 м. Важно, что на одной стойке не должно быть более трех знаков.