Благодаря развитию Интернета заняться благотворительностью сегодня может любой - достаточно создать группу в социальной сети или написать клич о помощи на своей странице. Вот только как понять, кто перед нами - настоящая группа с благотворительным сбором или злоумышленники, цинично наживающиеся на чужом горе?
- Большая часть мошеннических сборов, которые ведут в Сети частные лица, для правоохранительных органов недостижимы, - говорит президент благотворительного фонда "Предание" Владимир Берхин. - Это просто информация, например, о тяжело больном ребенке и данные банковской карты мамы или волонтера. А сумма пожертвований обычно невелика, и люди не готовы из-за нее идти в полицию.
Но даже если сумма большая и есть заявление от жертвователя, доказать факт мошенничества трудно. Единственная улика - это карта, на которую какие-то люди перечислили какие-то суммы. Но нигде никак не фиксируется, на какие цели собирались эти деньги. Неуязвимы и те, кто берет информацию о нуждающихся у настоящих фондов или делает копию с их сайтов. Русфонд уже два года не может добиться наказания для мошенника, который создал дубликат их сайта и собрал таким образом большую сумму денег. Есть и те, кто прикрывается известным именем вполне легально. В России, например, официально зарегистрировано 19 фондов "Подари жизнь", и все они могут собирать деньги на благотворительные цели.
- Привлечь их за обман или использование чужого уважаемого бренда невозможно, - добавил Владимир Берхин.
Сегодня сфера пожертвований никем не контролируется и никак не регламентируется. Единственный, кто как-то следит - это благополучатель. Но это люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации, которые рады любой сумме. Этим и пользуются мошенники - собирая солидную сумму, от людей они откупаются копейками.
Владимир Берхин уверен, остановить мошенников может только введение обязательной отчетности перед жертвователями.
Координатор проекта "Все вместе против мошенников" Людмила Геранина рассказала, что их кампанию за правильную благотворительность уже поддержали 249 благотворительных фондов со всей страны.
- Честные фонды не используют уличные пожертвования, - объясняет она. - Это слишком накладно и поэтому невыгодно: расходы съедают более 40 процентов прибыли. Настоящие фонды используют этот способ сбора средств только на специально организованных акциях - ярмарках, концертах, соревнованиях. Или ставят ящики для сбора пожертвований в магазинах.
Геранина рассказывает, что они пытаются информировать общественность, как правильно собирать деньги. Но мошенники тоже внимательно следят за их деятельностью.
- Мы говорим людям: требуйте отчеты, и у мошенников тут же в папке с документами появляются отчеты. Обычному человеку, подделку не отличить, - говорит она.
Анна Кузнецова, Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка:
- Деятельность волонтеров, а значит и лжеволонтеров пока не регламентирована. Функционирование благотворительных фондов тоже законодательно до конца не отрегулировано. Этим надо заниматься, но избегая забюрокрачивания настоящей благотворительной деятельности. Решение этой проблемы зависит и от каждого из нас - необходимо сообщать о случаях мошенничества в соответствующие органы.
Мы считаем необходимым рассматривать две проблемы. Во-первых, обманный сбор денег якобы на лечение детей: на улицах, в Интернете, через СМИ. Собранные мошенническим образом деньги никаким детям не поступают, к тому же мы имеем дело с несанкционированным использованием фотографий чужих детей, что тоже недопустимо. А во-вторых, мне сообщают об участившихся случаях использования самих несовершеннолетних для сбора "пожертвований" на лечение. А это и вовлечение в преступную деятельность, и разрушение психики ребенка. Видя, что собранные деньги кто-то кладет себе в карман, он перестает верить в правду, честность, какие-либо ценности и идеи вообще.
Мы специально обозначили тему как "Проблема лжеволонтерства и мошенничества в сфере благотворительности", чтобы отделить ее от другой проблемы - чудовищных случаев попрошайничества с детьми на руках. Дело в том, что по попрошайничеству и вовлечению в попрошайничество несовершеннолетних все необходимые законы приняты и предусмотрена уголовная ответственность. Вопрос лишь в исполнении этих законов, в целенаправленной борьбе с так называемой "нищенской мафией" и теми, кто за ними стоит. Здесь работать должны правоохранительные органы: честно и непредвзято.