Главный архитектор Сергей Кузнецов напомнил, что плотность застройки новых районов должна быть не более 25 тысяч квадратных метров на гектар или в 2,5 раза выше нынешней в районах пятиэтажек. Дома там предполагается построить в среднем 6-14 этажные, но могут по усмотрению архитекторов в обновленных кварталах появиться и более высокие дома-доминанты, которых должно быть не более 25 процентов.
Обеспеченность социальной инфраструктурой должна быть по существующим нормам, а уж за счет чего она будет достигнута - за счет реконструкции существующих школ, детсадов, больниц, поликлиник или строительства новых - это дело опять же авторов концепции, подчеркнул главный архитектор. Должна улучшиться и транспортная доступность новых районов. Произойдет это, считают представители департамента транспорта Москвы, за счет целого ряда факторов. Дело в том, что сейчас все пять пилотных площадок, как и пятиэтажная застройка Москвы в целом, страдает дефицитом территорий, где можно было бы пустить новые маршруты наземного городского транспорта или проложить новые пешеходные зоны. В процессе сноса ветхих домов такие территории появятся. И тогда можно будет решать проблему комплексно: строить новые более удобные улицы и дороги, транспортно-пересадочные узлы, развивать маршрутную сеть. В частности, в техзадании оговорено, что метро или по меньшей мере автобусная остановка должны находиться от каждого нового дома на расстоянии не более 400 метров. Будут предусмотрены и велодорожки.
Больше всего вопросов у архитекторов вызвали парковки, сколько их должно быть. Сергей Кузнецов объяснил: "Не смотря на то, что все больше москвичей переходят на общественный транспорт, тянуть насильно в будущее мы никого не будем, а потому будем создавать условия для автомобилистов". Но не так, как это делалось лет 10 тому назад, когда в Москве существовали жесткие нормы обеспеченности горожан парковками. Они, правда, не выполнялись, но записаны были. Сейчас задачи 100-процентно обеспечить машиноместами всех владельцев авто не ставится. Москомархитектура изучила реальную ситуацию в районах реновации и выяснила, что там на 3,5-7 в настоящее время приходится по 1 машино-месту. Перепланировка, в ходе которой дворы станут пешеходными, а парковки будут вынесены на улично-дорожную сеть и в многоэтажные паркинги позволит получить 1 машино-место на каждые 2-3 автомобиля. Как конкретно это будет достигаться в каждом районе - опять же дело архитекторов.
Обсудили финалисты и проблемы обеспеченности коммунальными сетями. В техзадании на этот счет тоже есть конкретные требования. Самое главное из них - не допускать ввода в строй жилья с временными коммуникациями, только с капитальными. И это правильно, так как в Москве полно пятиэтажных районов, к которым горячая вода и отопление поступают по временным огромным трубам до сих пор с хрущевских времен, когда они и строились. Словом, нет ничего постояннее, чем что-то временное...
Еще одно общее требование: самодостаточность новых районов. В ответ на вопрос, что это такое, Сергей Кузнецов объяснил:
- Мы не строим новых спальных районов, которые просто будут поновее. Новые районы должны быть мультифункциональными: с жильем, рабочими местами, местами отдыха и так далее. Понятно, что расположенные довольно далеко в центр Москвы все их не превратить, но стремиться к этому нужно.
Напомню, пилотные площадки находятся в 5 районах: Головинском, Царицино, Вернадский проспект, Кузьминки и Хорошево-Мневники. Концепции их застройки должны быть представлены жюри к 18.00 12 октября. Через месяц будут объявлены итоги и 5 победителей из 20 финалистов получат по 8 миллионов рублей на работу уже над реальными проектами своих площадок. В числе финалистов среди российских и московских архбюро оказались и консорциумы во главе с известными международными архитектурными бюро Захи Хадид, Рикардо Бофилла, Стивена Холла, Карло Ротти, AREP, MLA+ и японской Nikken Sekkei.