На что могут рассчитывать предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК), выходя на внутренние и внешние гражданские рынки, в интервью "РГ" рассказал коммерческий директор АО "Сарапульский электрогенераторный завод" (СЭГЗ) Владимир Килин.
Владимир Аркадьевич, какую свою продукцию Сарапульский электрогенераторный завод представляет на форуме "Армия-2017"?
Владимир Килин: СЭГЗ является основным производителем агрегатов для авиационной и ракетной техники. Большой опыт производства электротехнической продукции и технологические возможности предприятия позволяют нам участвовать в различных проектах, в том числе, не связанных с авиацией или ракетными комплексами. В этом году на международном военно-техническом форуме "Армия-2017" мы представляем генераторы ГВИТ-210 (210кВа) и электродвигатели ДВИТ - 110 (110 кВт) для многофункционального легкого бронированного тягача, способного работать в суровых природных условиях, например в Арктике. Кроме того, в этом году наш завод получил приглашение от Центрального научно-исследовательского автомобильного и моторного института (НАМИ) участвовать в создании электродвигателей гибридной силовой установки для отечественных автомобилей, созданных на базе единой модульной системы. Это проект "Кортеж". Сегодня, как и многие предприятия оборонно-промышленного комплекса России, наш завод старается увеличивать долю гражданской продукции и изделий двойного назначения в общем объеме производства.
О каких именно изделиях идет речь?
Владимир Килин: Ответ на этот вопрос можно разделить на две части: производство спецтехники, в том числе, изделий двойного назначения, и гражданская продукция. Что касается специального производства для российской армии, то сегодня очень важным вопросом остается замена компонентов украинского производства российскими. Сарапульский электрогенераторный завод разработал по заказу научно-производственного объединения "Алмаз" двигатель асинхронного типа с частотой питающего напряжения 400 Гц ДАТ 7500. Речь идет не просто о замене украинских компонентов, а о переходе на использование двигателя нового поколения с улучшенными свойствами и техническими характеристиками. Это не первый опыт сотрудничества СЭГЗ с производителями отечественных зенитно-ракетных комплексов, агрегаты, произведенные в Сарапуле, служат в составе ЗРК С-300 и С-400.
Также наше предприятие участвует в совместной с зеленоградским "НИИ Микроприборов" разработке новых светодиодных фар для отечественной авиации. Существующие осветительные приборы, установленные на самолетах и вертолетах, используют фары с лампой накаливания, имеющей короткий срок службы и низкую надежность. Расчетный срок службы устройства на светодиодах - порядка 25 тысяч часов. При этом в приборе установлен не один, а несколько автономных источников света, поэтому при выходе из строя одной или нескольких цепей светодиодов, фары все равно обеспечат нормальные взлет и посадку самолета или вертолета. Разработка имеет статус двойного назначения, это означает, что новые светодиодные фары можно будет устанавливать как на военные, так и на гражданские воздушные суда. Замена осветительной техники в отечественной гражданской, военной и специальной авиации это очень масштабная многолетняя работа.
Есть ли у предприятия такие же большие перспективы и на рынке гражданской продукции?
Владимир Килин: Сарапульский электрогенераторный завод занимается выпуском гражданской продукции с пятидесятых годов прошлого века. Сначала это были тяговые двигатели для конвейеров и электрокаров, потом и сами электрокары. Со временем номенклатура гражданской продукции расширялась и менялась, - во время экономического кризиса девяностых предприятие подстраивалось под потребности рынка. Мы выпускали машины для счета денег, автономные источники питания и сварочные агрегаты, электроинструмент, счетчики тепла. Некоторые производственные направления закрылись, другие успешно работают и сегодня. СЭГЗ остается одним из лидеров в производстве напольного электротранспорта. По итогам прошлого года доля сарапульских электротележек на российском рынке составила более 70 процентов. Мы продолжаем расширять географию поставок тестомесильных машин, а также взрывозащищенных электродвигателей. В 2016 году сарапульские взрывозащищенные электродвигатели занимали до 50 процентов рынка.
Насколько сильную конкуренцию приходится встречать предприятиям ОПК на гражданском рынке, ведь китайские и европейские производители давно закрепились в определенных нишах и вряд ли просто так сдадут свои позиции?
Владимир Килин: Рост курса доллара и западные санкции привели к тому, что многим производителям стало выгоднее покупать отечественные товары. Дело, конечно, не только в разнице курса валют. Последние десять лет акционеры Сарапульского электрогенераторного завода вкладывали большую часть прибыли в техническое перевооружение и модернизацию предприятия. Мы готовы предлагать нашим заказчикам качество на уровне ведущих мировых производителей. Так в 2017 году автоконцерн Nissan выбрал электрогенераторный завод в качестве единственного поставщика двигателя для элекроусилителя руля для автомобилей марки Datsun. До этого двигатели поставлял мировой лидер в этой области - южнокорейская компания Mando. Этому событию предшествовала многолетняя работа СЭГЗ с Ижевским автозаводом и "ВАЗом". На сегодня мы выпустили уже более миллиона двигателей рулевой колонки. За это время не было зафиксировано ни одного отказа электроусилителя руля по вине электрической машины, произведенной в Сарапуле. Однажды мне удалось пообщаться с коллегами из Mando во время рабочей встречи на "АвтоВАЗе". Мы привезли с собой маленький и очень мощный электродвигатель. Корейцы поначалу отнеслись скептически к нашему изделию. Дело происходило в испытательном центре "ВАЗа", мы навесили к сарапульскому двигателю нагрузку в три килограмма и он выдал момент, а у корейцев такого еще не было. До сих пор помню удивление в их глазах.
Интересная ситуация складывается и на рынке лифтового оборудования. Сегодня большинство отечественных производителей вынуждены покупать лифтовые лебедки зарубежных компаний из Италии, Германии, Южной Кореи. В 2017 году совет директоров АО "СЭГЗ" принял решение о запуске инвестиционного проекта по созданию на предприятии первого российского производства редукторов для лифтовых лебедок. В реализацию инвестпроекта будет вложено более 400 миллионов рублей, а его выполнение позволит Сарапульскому электрогенераторному завода выйти на производственную мощность в 6 тысяч лебедок и довести их локализацию до ста процентов. Это важное событие не только для нашего предприятия. В августе, при участии врио главы Удмуртии Александра Бречалова, состоялось подписание соглашения между СЭГЗ и одним из российских лидеров по производству лифтов - ПАО "Карачаровский механический завод" - о поставке в их адрес 2,5 тысячи сарапульских лебедок. Это позволит коллегам снизить себестоимость производства лифтов, повысить их качество, а также долю импортозамещения, что очень важно в условиях введения Западом очередных ограничений в отношении России.
Планирует ли СЭГЗ выходить со своей продукцией на международные рынки?
Владимир Килин: В этом году во время форума "Сделано в Удмуртии" нам удалось познакомиться с руководителем Российского экспортного центра (РЭЦ) Петром Фрадковым. СЭГЗ работает с Пьештянским техническим испытательным институтом в Словацкой Республике по европейской сертификации некоторых видов своей продукции. Эти услуги очень дорогие. Помощь РЭЦ, одним из направлений деятельности которого является возмещение предприятиям части затрат на международную сертификацию товаров, оказалась своевременной. Кроме того, СЭГЗ планирует выйти на международные рынки со своим лифтовым оборудованием. Здесь предприятию также будет нужна поддержка экспортного центра. Сарапульский электрогенераторный завод ведет активную экспортную деятельность по поставке на зарубежные рынки гражданской продукции: асинхронных взрывозащищенных двигателей, электротележек, тестомесов, авиационных комплектующих. Завод регулярно участвует в зарубежных бизнес-миссиях, которые организуют Союз "Удмуртская торгово-промышленная палата" и Центр поддержки экспорта Удмуртской Республики. У СЭГЗ уже налажены деловые отношения с Казахстаном и Узбекистаном, куда предприятие поставляет авиационные комплектующие, а также напольный электрический транспорт и тестомесы.
Материал подготовлен в сотрудничестве с АО "Сарапульский электрогенераторный завод"