Грузопассажирский транспорт: лицензий меньше - проблем больше

Статистика аварийности на грузовом и пассажирском транспорте с начала этого года характеризуется устойчивой негативной тенденцией: по сравнению с 2016-м количество ДТП с участием грузовых автомобилей выросло на 5,2%, а данные по ДТП на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем автобусные перевозки, показали рост на 81,5%.

Как повысить безопасность?

Сорокапроцентное снижение аварийности с участием общественного транспорта в конце 2016-го в текущем году тенденцией не стало. Количество ДТП пошло на увеличение уже с января, когда месячный прирост превысил порог в 100%. Весной на автобусных маршрутах погибли 93 человека, а за два летних месяца - 72. Так, например, 11 июня на автодороге "Байкал" в ДТП с пассажирским автобусом погибли 13 человек.

Вопрос о повышении безопасности на пассажирских перевозках в июле этого года обсуждал с министрами Владимир Путин, который предположил, что причина роста аварий может быть скрыта в отмене лицензирования: "Мы в 2011 году отменили лицензирование на некоторые виды автомобильных перевозок, в том числе автобусные, и с этого времени неуклонно растёт количество ДТП с участием автобусов. За первую половину этого года рост значительный - по сравнению даже с прошлым", - сказал президент. В ходе совещания было констатировано, что из семи последних происшествий с участием автобусов в четырех водители уснули за рулём.

Фактом участившихся случаев несоблюдения водителями режимов труда и отдыха обеспокоены и в Госавтоинспекции. В ходе недавних проверок предприятий, занимающихся пассажирскими перевозками, помимо прочих нарушений ведомством было выявлено множество случаев, когда водитель выезжал в рейс без медицинского осмотра и с неработающим тахографом (устройством для контроля режима труда и отдыха). "Конечно, это свидетельствует об отсутствии контроля со стороны компаний-перевозчиков, - говорит генерал-майор полиции, заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-майор полиции Владимир Кузин. - Только за январь-июль за нарушения режимов труда и отдыха нами было вынесено на 81% больше административных материалов, чем в аналогичный период прошлого года. И это не предел. Однако я бы не стал связывать рост аварийности только с этой причиной. Факторов множество: от грубых нарушений правил пассажирских перевозок транспортными компаниями до равнодушия самих пассажиров к безопасности поездки".

Пассажир? Помоги себе сам

Надо понимать, что, садясь в любой автобус, пассажир в первую очередь выбирает перевозчика. Если даже это регулярный маршрут, он обязательно должен смотреть, чтобы перевозчик был лицензированный. Конечно, это не значит, что нужно при каждой посадке требовать от водителя документ, подтверждающий право перевозки, но есть определённые признаки. "Если это междугородний маршрут, - уточнил для "РГ" председатель "Союза пассажиров", член общественного совета Минтранса Кирилл Янков, - на автобусе не должно быть таблички "заказной" - это априори нелегал, выдающий себя за легального перевозчика. Билеты должны выдавать до начала поездки, если с вас взяли деньги и не выдали билет - это косвенный признак того, что перевозчик просто не застраховал свою ответственность - в случае ДТП не ждите никаких компенсаций. Кроме того, в междугороднем автобусе должны быть ремни безопасности - ими нужно пользоваться. Нельзя в таких автобусах ехать стоя". Янков также напомнил, что маршрутные транспортные средства, согласно ГОСТу, должны ездить с жёлтыми номерами.

Авария с грузовиком

Рост аварийности на грузовом транспорте не такой большой, как на пассажирских перевозках, но и он не останавливается, а проблемы с лицензированием - сложнее в разы. Юридические лица вполне законно перерегистрируют свои автомобили на частников, и, будучи де-факто юридическими лицами, обходят законодательство, которое для юрлиц в нашей стране более жёсткое.

Напомним, что с инициативой уровнять ответственность физических и юридических лиц выступил на прошлом заседании президиума Госсовета по вопросам безопасности дорожного движения врио губернатора Ярославской области Дмитрий Миронов, который сказал, что вопрос о запрете регистрации автобусов и грузовых автомобилей за физическими лицами прорабатывается. "В этом случае владельцы данных транспортных средств обязаны будут соблюдать требования по безопасной организации перевозочного процесса", - уточнил Миронов. Это мнение поддерживают и общественных организациях: "Физических лиц уже давно пора обременить соответствующей ответственностью. И, кстати, не только за аварии. Перерегистрация автомобилей с юрлиц на частников создает массу нарушений и в области, например, антимонопольного законодательства. Введением регулирующего закона мы решим несколько проблем" - считает президент экспертного центра "Движение без опасности" Наталья Агре.

В периоде с 2013-го по 2016 гг. в статистике аварийности с грузовиками наблюдалась стагнация: снижение и рост аварий колебались в районе 1%. Сегодня же количество ДТП увеличилось сразу на 5%. Эксперты уверены, что здесь работает всё та же банальная причина: перевозчики нашли "лазейку", расслабились и перестали уделять внимание установленным для грузовиков правилам безопасности: "Переоформление грузового транспорта на частных лиц приняло массовый характер, - уверен председатель Ассоциации "Рустахоконтроль" Геннадий Мирошин. - Это связано с уходом юридических лиц от выполнения обязательств по обеспечению безопасности дорожного движения и переносом ответственности на физическое лицо, у которого практически нет обязательств перед обществом в части обеспечения безопасных условий перевозки. Все это сопровождается уходом от налоговых отчислений и возвратом транспортной отрасли к теневой экономике. Возможности контроля физических лиц у инспекторов ограничены исключительно проверкой соблюдения правил дорожного движения, а этого для обеспечения безопасности грузового транспорта явно недостаточно. Физические лица свободны от обязательства выполнять предрейсовый контроль технического состояния автомобиля, медицинское освидетельствование водителя, содержать автомобиль в исправном состоянии, а самое главное соблюдать режим труда и отдыха. Водители, в отсутствии обязательств перед обществом, желая больше заработать, практически живут в автомобиле, и о полноценном отдыхе просто забывают, и в результате, засыпают за рулём. Государство обязано защитить своих граждан и обязать всех водителей грузовиков соблюдать единые требования по обеспечению безопасности дорожного движения вне зависимости от того, на кого оформлен автомобиль - на физическое или юридическое лицо. Без решения этого вопроса ожидать, что количество ДТП сократится, просто наивно".

Напомним, что сейчас Минтранс уже внёс в Правительство проект федерального закона, который в скором времени вернёт лицензирование транспорта, осуществляющего организованные автомобильные перевозки, а вопрос с лицензированием частных грузовых перевозок ещё будет прорабатываться на уровне министерств и ведомств.

Материал подготовлен в рамках
Федеральной целевой программы
"Повышение безопасности дорожного
движения в 2013-2020 годах"
.