Белорусские предприниматели могут выпасть из системы российских госзакупок
Олег Владимирович, о каких рисках идет речь, они действительно могут возникнуть?
Олег Леснов: Постоянный Комитет, проанализировав ситуацию, считает, что опасения белорусского антимонопольного ведомства объективны и риски могут возникнуть. Действительно, в настоящее время на рассмотрении депутатов Госдумы находятся два законопроекта, предусматривающие изменения в закон N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и в закон N 223-ФЗ "О закупках товаров работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Данные поправки закрепляют в нормативной правовой базе обязанности участников конкурентных закупок и заказчиков использовать усиленную квалифицированную электронную подпись. Переход на данную подпись потребует согласования механизма ее получения белорусскими компаниями, который пока не проработан. В настоящее время на площадке Евразийской экономической комиссии ведется работа по признанию электронной цифровой подписи, изготовленной в соответствии с законодательством одного государства - члена ЕАЭС, другим государством-членом, но до конца она также еще не завершена. Поэтому, если поправки будут приняты, а механизм не разработан, белорусские компании могут выпасть из электронных госзакупок.
А каков сегодня механизм участия белорусских компаний в торгах на российских электронных площадках?
Олег Леснов: Сегодня, для того чтобы принять участие в электронных торгах, необходимо и достаточно иметь усиленные неквалифицированные электронные подписи. Выдаются они удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям федерального закона N63 ФЗ "Об электронной подписи".
При российских операторах электронных площадок аккредитованы несколько белорусских удостоверяющих центров. То есть работает механизм, который позволяет белорусским предпринимателям получить доступ к российским электронным площадкам.
Изменения законодательства предполагают выдачу другой - усиленной квалифицированной электронной подписи. Здесь и возникает проблема. Белорусские аккредитованные центры не смогут выдавать подобную электронную подпись в соответствие с российским законодательством. Так, как для ее выдачи удостоверяющий центр должен являться лицензиатом ФСБ России, а в настоящий момент ни одна иностранная компания не прошла такой процедуры.
То есть если говорить простым языком, получается, что белорусским компаниям надо будет иметь новую электронную подпись, которую им некому будет выдавать. А со старой они просто не смогут подписать ни один электронный документ, чтобы принять участие в торгах?
Олег Леснов: Совершенно верно. Пока мы видим только риски, но если их не снять, они впоследствии перерастут в барьеры. Поэтому мы считаем целесообразным рекомендовать белорусскому антимонопольному ведомству обратиться с официальным письмом в Министерство финансов РФ, которое сейчас является официальным органом, отвечающим за государственные закупки в России, чтобы получить разъяснения по конкретному алгоритму действий. Необходимо заранее проработать механизм на уровне профильных ведомств России и Беларуси, чтобы в случае принятия поправок белорусские компании могли и далее участвовать в электронных торгах.
А какова цена вопроса для белорусских предпринимателей?
Олег Леснов: По экспертным оценкам, в 2016 году белорусскими поставщиками были выиграны аукционы на российских торговых площадках по поставке своей продукции на сумму порядка четверти миллиарда российских рублей. Количество белорусских поставщиков, прошедших аккредитацию на российских торговых площадках, с каждым годом растет. Для белорусских предприятий участие в российских торгах - существенная финансовая составляющая.