Как известно, 10 сентября 2017 года в России прошли выборы в рамках более шести тысяч избирательных кампаний и референдумов 82 субъектов. Наши визави были в деталях проинформированы о многочисленных новациях избирательного процесса (законодательного и технико-организационного характера), которые поддержаны президентом РФ, Советом Федерации и Госдумой, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Все они прошли практическую апробацию, показали практическую ценность и соответствие международным избирательным стандартам. Доклад вызвал серьезный интерес у присутствующих, показав наличие у нашей страны большого потенциала в сфере электоральной дипломатии.
Со стороны И.С. Гислдоттир, нового представителя БДИПЧ, бывшего министра иностранных дел Исландии, совершенно закономерно сбыли высказаны пожелания диалога с ЦИК РФ, обсуждения перспектив международного наблюдения в преддверии выборов Президента России в 2018 году. На этом фоне русофобские заявления отдельных представителей делегаций США, Канады и Украины о якобы "нелегитимности" выборов в Крыму воспринимались большинством Варшавского саммита как политически неэффективные и инерционные. Неслучайно многие участники Совещания, особенно значительное число неправительственных организаций из стран Центральной, Западной, Восточной Европы, заинтересованно восприняли информации, подготовленные правительственными структурами Республики Крым.
В пользу этого подхода говорит и заключение 28 международных экспертов, которые в рамках НПО, общественной дипломатии присутствовали в 12 российских регионах (Москва, Московская, Калининградская, Ярославская, Ленинградская, Кировская, Рязанская, Новгородская области, Республики - Крым, Удмуртия, Пермский край, Севастополь). Они представляли достаточно разнообразную географическую палитру стран (США, Южная Корея, Нидерланды, Швеция, Болгария, Франция, Ирландия, Великобритания, Чехия, Словакия, Италия, Испания, Бельгия). Этот факт - свидетельство живого интереса внешнего мира к российской политике, трендам, которые она продуцирует. Сделанные ими на основе общепринятых практик заключения сводились к констатации соответствия сентябрьских выборов международным стандартам (в том числе критериям БДИПЧ/ОБСЕ, СНГ), рекомендациям Венецианской комиссии.
Эксперты отмечали такие характеристики, как прозрачность, конкурентность, высокий уровень организации выборов, становление многопартийной системы, применение современной методологии и техники (видеонаблюдение, КОИБы, КЭГи, машиночитаемый код - QR-код - протоколов участковых комиссий об итогах голосования и др.). Были замечены и проблемы с активностью избирателей, низкой явкой на отдельных участках для голосования, носящие субъективный характер. Эти оценки, несмотря на то, что они исходили от экспертного сообщества, а не от лиц в статусе международных наблюдателей, имеют для нас прикладное и, конечно, имиджевое значение. Тем более, что часть экспертов связана напрямую с национальными парламентами, Евросоюзом, Парламентской Ассамблеей Совета Европы. Исходя из данного факта, рационально, по-нашему мнению, в будущем принять правотворческие усилия для легитимизации деятельности такой категории, как это сделано достаточно профессионально в российском законодательстве применительно к институту международных наблюдателей.
Предлагаемый вариант в полной мере отвечает ряду положений Концепции внешней политики Российской Федерации 2016 года. Так, в соответствии с п. 9, неотъемлемой составляющей современной международной политики становится использование для решения внешнеполитических задач инструментов "мягкой силы", прежде всего возможностей гражданского общества информационно-коммуникационных, гуманитарных и других методов и технологий, в дополнение к традиционным дипломатическим методам. Согласно п. 107 документа, широкое вовлечение институтов гражданского общества во внешнеполитический процесс соответствует общемировой практике и тенденциям развития России, отвечает задаче формирования консенсусного характера внешней политики страны, содействует ее эффективной реализации.
Проблема кодификации правил участия международных экспертов в национальных выборах и референдумах носит и более широкий, интернациональный характер. Поэтому имеет смысл ее обсуждение в структурах ООН, Межпарламентского Союза, ОБСЕ, Совета Европы, СНГ, ШОС, других организаций. Целесообразно обращение к этой тематике, другим вопросам эффективной электоральной дипломатии в рамках открывающейся 21 сентября 2017 года в Москве по инициативе председателя ЦИК РФ Э. Памфиловой международной конференции "Современные избирательные тенденции в условиях многополярного мира".
В авторитетном международном форуме, посвященному, в частности, 15-летию Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств - уникальному международно-правовому акту, примут участие руководители и высокопоставленные представители избирательных органов Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Индии, Пакистана, Филиппин, международных структур - ШОС, Исполкома СНГ, МПА СНГ, Организации Объединенных Наций, а также Совета Федерации, Государственной Думы, министерства иностранных дел РФ, Общественной палаты России.
Такого рода масштабный форум проводится впервые. Он призван стать площадкой обмена национальных электоральных практик, наметить пути совершенствования применения согласованных международных стандартов в сфере избирательных процессов. Перспективно обсуждение в его рамках возможных дипломатических инициатив стран СНГ по заключению двух межгосударственных актов общеевропейского масштаба, обладающих юридическим императивом, - Конвенции о международных стандартах выборов и Конвенции о международных наблюдателях в ходе выборов и референдумов.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"