Новости

03.10.2017 17:25
Рубрика: В мире

Рекламный ход

Политики заставляют социальные сети США срочно искать "русский след"
Конгресс США проведет слушания, цель которых - дополнительно осложнить отношения между Москвой и Вашингтоном.
Facebook сумел найти якобы связанную с Россией политическую рекламу лишь после появления в США спецпрокурора и "специального совета". Фото: REUTERS Facebook сумел найти якобы связанную с Россией политическую рекламу лишь после появления в США спецпрокурора и "специального совета". Фото: REUTERS
Facebook сумел найти якобы связанную с Россией политическую рекламу лишь после появления в США спецпрокурора и "специального совета". Фото: REUTERS

Организаторы этого публичного мероприятия, куда они намерены пригласить представителей Google, Facebook и Twitter, утверждают, что намерены разобраться, как "Россия использовала сетевые инструменты и платформы, чтобы посеять раздор и повлиять на американские выборы". При этом виновность Москвы у авторов "конгресс-шоу" сомнений не вызывает. А приглашение технологичных компаний, по мнению задействованных в предстоящем спектакле конгрессменов, придаст убедительности слушаниям, переложив ответственность за предоставление недостоверной информации с американских политиков на экспертов.

В этой связи выглядит весьма познавательным, как менялось мнение основателя социальной сети Facebook Марка Цукерберга на якобы имевшее место вмешательство России в американские выборы. Вернувшись из декретного отпуска, он признал, что на протяжении многих месяцев работавшие в компании специалисты не могли найти доказательств создания Москвой фейковых аккаунтов, связанных с распространением в соцсети рекламы. Но после формирования в США "Специального совета" по этим вопросам и, видимо, полученных настоятельных рекомендаций не плыть против течения Цукерберг и его команда прозрели. А нужные в качестве доказательной базы объявления в соцсети появились в огромном количестве - сразу 470 аккаунтов, закупавших политическую рекламу и якобы связанных с российскими властями. Правда, основатель Facebook фактов не привел, как, впрочем, не объяснил, почему до этого на протяжении многих месяцев экспертам соцсети ничего подозрительного обнаружить не удавалось. Но стоило законодателям  настойчиво попросить - как нужные аккаунты мигом появились.

Впрочем, Facebook был вынужден признать - из выявленных объявлений только 44 процента были просмотрены до выборов президента США (до 8 ноября 2016 года), в то время как остальную рекламу пользователи прочли уже после голосования. Но все же самым парадоксальным выглядит другое признание - в то время как кандидаты на пост главы Белого дома тратили сотни миллионов долларов, чтобы завоевать симпатии избирателей, рекламные объявления, оказавшие столь сильное, по мнению сенаторов, влияние на выборы, обошлись заказчикам в…  тысячу долларов. То есть всего тысячи долларов хватило, если следовать логике организаторов слушаний в Конгрессе, чтобы убедить американцев голосовать за нужного Москве кандидата.

Что же содержалось в рекламе, оказавшей столь чудодейственное влияние на жителей США? Вице-президент Facebook по политике и коммуникациям сообщил, что в ней находились "вызывающие разногласия в обществе социальные и политические послания по всему идеологическому спектру, которые затрагивали среди прочего тему ЛГБТ сообщества, расовые и иммиграционные вопросы, а также право владения оружием". Иными словам, упоминались темы, которые многократно поднимали кандидаты в президенты США в ходе дебатов. Только они при этом манипулированием не занимались и раздор не сеяли, тогда как аналогичная информация в рекламных объявлениях выполняла, по мнению конгрессменов, и ту и другую функцию. Неудивительно, что, столкнувшись с подобной логикой, президент Дональд Трамп назвал "мистификацией" информацию о приобретении российскими властями политической рекламы в Facebook.

Тем не менее "параноидальный психоз" вокруг всего, что связано с Россией, продолжает раскручиваться при участии деятельного комитета палаты представителей по разведке. Это важная деталь - как известно о якобы имевшем место вмешательстве в американские выборы телеканала Russia Today, а теперь и соцсетей, громче всех кричат политики, связанные с американским разведсообществом. При этом они опираются на некий доклад, где RT упоминается более 100 раз, но не приводится ни одного примера, ни одной фейковой новости, доказывающих факт вмешательства.

Стремление американских политиков любой ценой убедить общество в том, что Москва якобы влияет на внутренние дела США, объясняется тем, что аналогичные методы, американские спецслужбы давно практикуют в отношении России. На это наша страна неоднократно указывала американским "партнерам". Так еще в 2008 году при Госдепартаменте США появилась "Команда по цифровым внешним контактам". В нее входили люди, которые оставляли нужные комментарии по форумам и блогам. А в 2011 году британская Gardian опубликовала расследование о проводимой Центральным командованием Вооруженных сил США "Операции искренний голос". Это была созданная американскими спецслужбами система управления виртуальными личностями, включающая 500 аккаунтов придуманных людей с проработанным бэкграундом, собственной историей, личными деталями. На содержание этого "хозяйства" выделялось около 200 миллионов долларов. Кстати, в докладе Консультативного совета США по публичной дипломатии практически официально говорится о применении американцами ботов в пропагандистских целях.

Что касается выделяемых на различного рода "агентов влияния" средств, то в принятом в 2014 году "Акте о предотвращении агрессии со стороны России" прямо говорится о финансировании со стороны США мероприятий для "развития гражданского общества и демократии в РФ". Разумеется, деньги выделяются тем, кто разделяет и продвигает подходы Вашингтона. И это не жалкая тысяча долларов, якобы потраченная Москвой на рекламные объявления в Facebook.

Тут суммы куда серьезней. На 2016-2018 годы "российским демократическим и гражданским организациям на поддержку медиа и свободного Интернета в РФ"  выделено Госдепартаментом США 60 миллионов долларов. А принятый в августе 2017 года федеральный закон США предписывает американскому правительству предоставить Фонду борьбы с российским влиянием 250 миллионов долларов на 2018-2019 годы. Эти средства, по замыслу американских законодателей, пойдут на "усиление политической конкуренции, гражданского общества, СМИ и негосударственных организаций". Первые шаги по усилению так называемой конкуренции мы уже наблюдаем - американский минюст потребовал от телекомпании Russia Today зарегистрироваться в качестве иностранного агента. Такой шаг, по мнению главного редактора RT Маргариты Симоньян, будет означать вынужденное прекращение работы телекомпании на территории США.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"