Козырев: Компании, развивающие технологии, получают преимущество

До конца октября будут утверждены планы создания платформ для промышленных исследований и разработок по программе "Цифровая экономика". Об этих платформах и инновациях, меняющих целые отрасли, "Российской газете" рассказал заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Козырев.

Цифровые технологии должны стать ключевым фактором во всех отраслях. Каким из них сделать это будет проще, а каким - сложнее?

Алексей Козырев: Технологии существенно влияют на цепочку создания добавленной стоимости в любой отрасли. Они меняют процесс производства, и очень быстро возникает либо существенная экономия, либо прибыль там, где ее раньше не было. Когда в какой-то отрасли предприятие первым внедряет технологии, которые сейчас принято называть "подрывными", оно получает колоссальное преимущество. И в высокотехнологичных отраслях, и в тех, где технологии используются пока не так широко. Достаточно одному игроку осуществить прорыв, и все остальные окажутся позади. Они вынуждены активно внедрять технологии, чтобы выжить.

Поэтому низкий уровень проникновения технологий в традиционных отраслях - явление временное. До тех пор, пока не появился лидер, который задаст новый тренд. Причем это касается не только больших отраслей и корпораций, но и малого бизнеса, и даже индивидуальных предпринимателей. Те из них, кто готов использовать технологии по-новому, получат существенное преимущество.

Не могли бы привести пример предприятия, которое изменило свою отрасль?

Алексей Козырев: Например, "Яндекс.Такси", где применяются самые современные цифровые технологии. Преимущество этой компании над конкурентами настолько велико, что Uber был вынужден подписать соглашение о сотрудничестве.

Сейчас происходит накопление опыта, многие компании пробуют разные технологии, как "Яндекс", о котором я говорил выше, но до промышленного внедрения дело пока не дошло. Скорее можно говорить о технологиях, которые меняют отрасли. Например, в здравоохранении искусственный интеллект рассматривает снимки пациентов и на основании выборки с определенным диагнозом обучается распознавать то или иное заболевание. Это существенно повышает точность диагностики на ранних стадиях заболевания и, соответственно, повышает эффективность лечения. Эти технологии уже начинают применяться в России, в частности в Москве. Но нельзя сказать, что это уже стало стандартом, это пока первые шаги.

Низкий уровень проникновения технологий в традиционных отраслях - явление временное

Такие примеры есть и в других сферах - финансы, связь, промышленность, где есть целый ряд проектов, направленных на внедрение технологий интернета вещей, дополненной реальности, аддитивных технологий.

Программа предусматривает развитие новых стандартов связи, распространение Интернета, а также удешевление его стоимости - за счет чего это будет сделано?

Алексей Козырев: По стоимости услуг мобильной связи Россия уже занимает второе место в мире - дешевле, чем у нас, только в Гонконге. Нужно сохранять этот уровень, который обеспечивается прежде всего эффективным отраслевым регулированием, в результате чего на рынке сохраняется высокий уровень конкуренции между операторами и возможность для граждан выбирать того, кто предоставляет качественные и доступные услуги.

Потребительский рынок, конечно, тоже будет использовать новые технологии связи, но больший эффект на экономику окажет внедрение интернета вещей на промышленных предприятиях. То есть высокоскоростная беспроводная связь позволит в режиме потока скачивать на мобильные устройства фильмы с разрешением 4К. Но для экономики гораздо важнее, что она дает возможность подключить к сети огромное количество устройств, которые будут следить за процессами производства, безопасностью. Для того чтобы подключить датчики в каждый узел производства, необходимо, чтобы беспроводные сети, которые эти датчики объединяют, обладали целым рядом характеристик. Их нельзя внедрить на существующих технологиях. Внедрение таких датчиков обеспечивает снижение себестоимости и повышение безопасности производства, повышение маржинальности. В этом смысле беспроводная узкополосная связь, технологии 5G создадут огромные возможности для компаний по повышению эффективности производства.

Как сегодня обеспечены Интернетом промышленные предприятия? И позволяет ли его качество выстраивать такие цепочки, о которых вы говорите?

Алексей Козырев: В стране существуют магистральные каналы оптоволоконной связи, к которым подключаются предприятия, достраивая последнюю милю. Реализуется масштабная программа по строительству оптоволоконных сетей связи, в рамках которой планируется создать их во всех населенных пунктах с численностью от 250 до 500 человек. По сути, всю страну покрыть. Но магистральных каналов связи недостаточно для того, чтобы на предприятии заработал интернет вещей. Оно должно у себя развернуть определенную инфраструктуру - закупить датчики, подключить их к беспроводной сети, которая должна работать на определенном оборудовании и по определенным стандартам. Для того чтобы все это работало, в программе цифровой экономики предусмотрено, на каких частотах будут работать новые технологии, определены требования к оборудованию, стандарты.

В блоке "госуправление" предусмотрен полный перевод общения граждан с властями всех уровней в цифровой формат. К какому сроку планируется этого добиться, и как это связано с планами по распространению Интернета?

Алексей Козырев: Сейчас в программе блока про госуправление нет - утверждены пять базовых блоков, которые направлены на формирование базовых условий для развития цифровой экономики. Это регуляторная среда, человеческий капитал, инфраструктура, технологические заделы и кибербезопасность. Госуправление, так же, как, например, транспорт, финтех, здравоохранение - это уже отраслевой разрез. По мере развития программы такие блоки могут появляться.

На этапе подготовки программы мы действительно предусматривали в разделе "Госуправление" перевод госуслуг преимущественно в электронный вид. Это возможно благодаря программе устранения цифрового неравенства и развитию мобильного Интернета. У нас очень высокое проникновение сотовой связи, а современные технологии могут быть основаны не только на доступе в Интернет по фиксированной линии, но и на использование мобильных устройств. Факторы, которые ограничивают перевод госуслуг в электронный вид, часто нормативно-правовые - например, связаны с порядком предоставления только бумажных документов.

В первую очередь в цифровой формат будут переведены популярные услуги, их не так много. Для каких-то экзотических ситуаций перевод в электронный вид экономически нецелесообразен.

Еще один блок предполагает создание платформ для промышленных исследований и разработок в разных отраслях. Что это за платформы?

Алексей Козырев: В основу каждой из них ляжет та или иная технология, которую можно использовать в разных отраслях. Например, платформа по электронной идентификации, которая требуется практически в любой электронной транзакции. В обычной экономике эту функцию выполняли документы.

Такое же платформенное решение должно быть создано в области электронного документооборота - унификация стандартов по формированию документов и обмена ими. В результате любой транзакции формируется объем данных о ней, их надо уметь хранить, передавать, раскрывать информацию. Чтобы это происходило более эффективно, нужно, чтобы такие стандарты технически существовали и были реализованы на той или иной платформе.

В первую очередь в цифровой формат будут переведены популярные услуги, их не так много

Сейчас создана рабочая группа, в которую входят более ста экспертов из разных отраслей. Они прорабатывают планы по созданию таких платформ, до конца октября перечень платформ и цели их создания будут утверждены.

В рамках программы к 2020 году все документы госструктур планируется перенести в единое облачное хранилище. Как это будет реализовано на практике?

Алексей Козырев: Большинство современных государственных информационных систем уже поддерживают технологию облачных вычислений. Но услуги по предоставлению таких решений, то есть вычислительные мощности, на которых работает серверная часть, очень по-разному структурированы. Некоторые ведомства используют собственные мощности, часто они не соответствуют современным представлениям о надежности. Сервера могут стоять в обычном помещении, без надлежащего уровня защиты, и на них может находиться критически важная государственная информация. Сейчас услуги по размещению государственных информационных систем могут предоставляться большим количеством операторов центров обработки данных. Государственная инфраструктура из-за этого становится как бы "лоскутной", отсутствует единый контроль. Поэтому задача - обеспечить надлежащий контроль за безопасностью и надежностью. На мой взгляд, задача довольно реалистичная.

Будут единые стандарты для государственных информационных систем?

Алексей Козырев: Будут определенные требования к архитектуре этих систем и стандарты их размещения в центрах обработки данных. Также будет создана схема консолидированной закупки облачных услуг, сформированы требования к защищенности данных. Сейчас рассматривается вопрос о национальных стандартах центров обработки данных. Вопрос дискуссионный, все привыкли пользоваться стандартами американского института. Национальных стандартов нет. Либо они появятся, либо будут сформированы только требования для государственных информационных систем.

Достаточно ли самых центров обработки данных и вычислительных мощностей?

Алексей Козырев: По мере развития цифровой экономики объемы данных будут увеличиваться, потребуется новая инфраструктура. Определенный дефицит может уже ощущаться, вычислительных мощностей у нас недостаточно. Рынок облачных вычислений существует давно, но не растет взрывными темпами. Предполагаем, что растущий спрос на услуги облачных вычислений будет удовлетворен мероприятиями центров компетенций. Планируется строительство центров обработки данных во всех федеральных округах до 2020 года. Определенная базовая инфраструктура будет создана. Плюс мы планируем разработать инструмент планирования инфраструктуры вычислений - выявлять зоны, где спрос есть, а предложения нет, чтобы можно было поддерживать такие зоны за счет мер государственного стимулирования.