По союзным лекалам

На Вологодчине создается крупнейший машиностроительный кластер Союзного государства
"В ДОМЕ, где резной палисад", - всплывают в памяти строчки, едва речь заходит о Вологде. Слова песни, самыми известными исполнителями которой были легендарные "Песняры", и поныне ассоциируются не просто с городом, а со всем вологодским краем. На деле же современным символом области куда уместнее считать не изящно обработанное дерево, а металл.

Так и есть: в промышленном центре Вологодчины - Череповце - установлен монумент стомиллионной тонне стали, выплавленной в СССР. И так же, как Вологду на всю страну прославил белорусский коллектив, "Беларусы" могут добавить узнаваемости и городу металлургов. Здесь, на Череповецком литейно-механическом заводе, открылся конвейер по сборке машин большой мощности Минского тракторного завода вдобавок к уже действующему. Организованный Постоянным Комитетом Союзного государства пресс-тур на производство позволил журналистам из Беларуси и России оценить его нынешний размах и будущие перспективы.

Череповец, как и вся Вологодская область, сегодня стремится развиваться и в туристическом направлении, для города даже придуман располагающий слоган: "Горячее сердце Русского Севера". Но известность в новом промышленном амплуа ему действительно принесла кооперация с МТЗ: сейчас с конвейера Череповецкого литейно-механического завода сходит фактически каждая третья из выпускаемых в России машин подобного класса. Речь о белорусской технике мощностью до 90 лошадиных сил, которая встала на поток в Череповце всего лишь в 2010 году, а сейчас стройные ряды тракторов "Беларус" в фирменных красных и синих цветах встречали журналистов на территории завода. Выпускаемая линейка разнообразна: это и обыкновенные хлебопашцы, и модели с разнообразными навесными агрегатами - от бульдозерных отвалов до телескопических подъемников.

С открытием нового конвейера ее дополнит техника большей мощности - от 120 лошадиных сил, класс особенно востребованный сегодня в сельском хозяйстве, где взят курс на повышение эффективности. И чем мощнее трактор, тем большую площадь на нем сможет обработать один механизатор, тем более выгодной в долгосрочной перспективе она окажется для покупателя. Теперь число модификаций выпускаемых на ЧЛМЗ "Беларусов" превысит десяток, а ежегодное количество выпускаемых тракторов, как ожидается, вплотную приблизится к 4 тысячам.

Сегодня на Вологодчине с успехом работают не только белорусские идеи и технологии, но и сами белорусы. Здесь образовалась уже своя диаспора

- Уже сегодня Череповецкий литейно-механический завод выпускает около 1700 тракторов "Беларус", что составляет порядка 30% от производимых в Российской Федерации тракторов подобного класса, - обратил внимание заместитель Государственного секретаря Союзного государства Алексей Кубрин. - С вводом новой линии, а также линии по производству погрузчиков-экскаваторов ЧЛМЗ-310 есть технологические возможности выйти на производство 3-4 тысяч единиц - такую значительную нишу череповецкий завод будет занимать в России в данном направлении. И если исходить из параметра цена - качество, то выпускаемая продукция является весьма и весьма конкурентоспособной. Каких-либо больших проблем с реализацией не предвидится.

Погрузчик-экскаватор ЧЛМЗ-310 - также яркий пример подобной кооперации, но со своими интересными особенностями. Модель полностью - от первого и до последнего чертежа и схемы - разработана на белорусском предприятии "Дорэлектромаш", но вот выпускается она уже на череповецком заводе полностью из российских деталей. Так, близость к металлургическим заводам, которые находятся прямо в городе, позволяет сэкономить на производстве, а значит, предложить более конкурентоспособную цену. И все же знаком "Сделано в Беларуси" отмечены в машине не только сама идея, но и элементы гидравлики, на надежность которой покупатели особенно обращают внимание при выборе подобной техники. ЧЛМЗ-310 их вряд ли разочарует, ведь на специально устроенной демонстрации возможностей погрузчик-экскаватор разве что не исполнял балетные па. Взмывал на пару метров вверх, опираясь только на ковши спереди и сзади, лихо заваливался набок, стоя на одном колесе и вновь двигая лишь ковшами, а потом, словно кукла-неваляшка, также быстро возвращался в вертикальное положение. Пока ЧЛМЗ-310 на конвейере собирают по 5-7 в месяц, но уже к 2020 году рассчитывают выйти на объемы в 600 единиц.

К слову, на Вологодчине с успехом работают не только белорусские идеи и технологии, но и сами белорусы, отметил гендиректор Череповецкого литейно-механического завода Владимир Боглаев, который родился в Жодино и долгое время работал на БелАЗе:

- Во многом инжиниринг на нашем предприятии представлен выходцами из Беларуси. Некоторые уже создали здесь семьи: недавно заселили один подъезд на 15 квартир для белорусских специалистов, сейчас заселяем второй. Возраст для нас не важен. Приходят и молодые ребята, которые окончили институт и получили двух-трехлетний опыт работы на белорусских предприятиях. Квалификация же инженерных кадров в Беларуси по-прежнему остается одной из лучших на территории бывшего Советского Союза.

Прямая речь

Алексей Кубрин, заместитель Государственного секретаря Союзного государства:

- Думаю, мы мало найдем промышленных изделий, выпускаемых в России, которые так или иначе не содержат в себе элементов белорусских производств. Происходит глубокая и достаточно серьезная кооперация.

Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.