Шорт-лист самых заметных событий музыкального сезона, составленный по итогам дискуссий и публикаций музыкальных критиков и журналистов Ассоциации, состоял из пяти названий. Как и прежде, в список вошли разные по своему профилю явления музыкального искусства.
Дважды отметили Пермский театр оперы и балета - мировую премьеру оперы Алексея Сюмака Cantos, написанную на стихи американского поэта Эзры Паунда, автора модернистского поэтического эпоса. Спектакль, поставленный Семеном Александровским и Ксенией Перетрухиной, выдвинут "за поиск новых форм синтетического музыкального театра, утверждающего неразрывную связь искусства с историей, обществом, личной совестью и гражданской ответственностью".
Другим пермским номинантом стал хор MusicAeterna под управлением Виталия Полонского, отмеченный "за широкий репертуарный спектр и выдающееся певческое качество". В прошлом сезоне хор MusicAeterna исполнил в Москве Requiem Моцарта и программу Lux Aeterna ("Вечный свет"), включавшую музыку целого тысячелетия - от Хильдегарды Бингенской до Дьердя Лигети. Кроме того, в этом году MusicAeterna с триумфом дебютировала на Зальцбургском фестивале.
В шорт-лист событий сезона попала и партитура Александра Маноцкова "Реквием, или Детские игры" для детского хора, парадоксально соединившая церковный жанр с фольклорными детскими играми. Партитура была исполнена в Доме музыке и в соборе Петра и Павла коллективом под управлением Анастасии Беляевой, существующим при Детской музыкальной школе имени Владимира Крайнева и отмечена "за уникальную авторскую работу в каноническом жанре и красоту ее исполнения детским хором "Аврора". Мировая премьера другой партитуры Маноцкова прошла в этом сезоне в "Геликон-опере" - опера "Чаадский" в постановке Кирилла Серебренникова.
Отметили критики и многолетнюю деятельность на поле концертного рынка Елены Харакидзян, продюсера, редактора, управляющего делами музыкантов и оперных певцов - "за утверждение независимой инициативы в музыкальной практике, организацию событийных концертов Франко Фаджоли и других артистов".
Но лауреатом приза стала книга Ларисы Кириллиной "Гендель" - первая на русском языке подробная биография Георга Фридриха Генделя, где жизнь знаменитого композитора представлена во всех ракурсах - в контексте музыкального искусства, театральной жизни, политики первой половины XVIII века, в ее острых драматических обстоятельствах - с жесточайшей творческой конкуренцией, утратами, дуэлью с близким другом, театральными склоками, скандальными выходками оперных звезд и полной слепотой композитора под конец жизни, не сломившей Генделя, который продолжал творить до конца своих дней. Книга Кириллиной получит приз критиков - "за многоаспектное, увлекательное и профессионально насыщенное жизнеописание, утверждающее высокий стандарт музыковедческо-литературного ремесла".
"Колоссальный масштаб личности и дарования Генделя был ясен уже его современникам. С самого начала композиторской карьеры он был окружен вниманием меценатов и публики. Именно ему, единственному из всех знаменитых музыкантов, был воздвигнут памятник при жизни, причем не в родном Галле, а в Лондоне.
Но это не значит, что Гендель всегда был счастливым баловнем Фортуны. Напротив, его постоянной спутницей на пути к успеху была ожесточенная борьба с конкурентами, завистниками и недоброжелателями. Он десятилетиями работал на износ, делом доказывая свое превосходство над всеми соперниками. Эта борьба в конце концов подорвала богатырское здоровье Генделя, но не сломила его дух".
"С некоторыми артистами у него складывались добрые и почти дружеские отношения, других же приходилось держать в строгости и периодически ставить на место. В результате из прежнего "милого саксонца" наш маэстро постепенно превратился, по выражению Ролли, в "медведя", запросто способного грубо рявкнуть на премьера-кастрата и быстро усмирить впавшую в истерику примадонну.
Подобных историй о Генделе рассказывали немало; часть из них зафиксирована в книге Мейнуоринга, остальные рассыпаны по мемуарам и письмам современников.
Так, на репетиции оперы "Оттон" (1723), когда раскапризничалась новая примадонна Франческа Куццони, заявившая, что не будет петь арию "Falsa imagine”, написанную ранее для другой певицы, Гендель зарычал на ломаном французском языке: "Мадам, мне известно, что вы - дьяволица, но я - Вельзевул, владыка всех дьяволов!” В подтверждение своих слов он крепко схватил миниатюрную певицу за талию, словно бы всерьез собираясь вышвырнуть ее в раскрытое окно - и "дьяволица” мгновенно присмирела. В другой раз, когда на репетиции "Флавия” тенор, шотландец Александр Гордон, выразил недовольство тем, как Гендель аккомпанирует ему на клавесине, и пригрозил, что спрыгнет со сцены прямо на инструмент, композитор хладнокровно парировал: ”Хорошо, я велю оповестить об этом публику: думаю, посмотреть на ваш прыжок придет больше народу, чем послушать ваше пение”.
"Для некоторых молодых певцов он стал настоящим наставником в искусстве. Завоевать его симпатию и попасть в "любимцы” можно было только мастерством, желанием совершенствоваться и ответственным отношением к делу. Научиться у него можно было очень многому, и самые умные певцы, как итальянцы, так и англичане, пользовались такой возможностью. Прэтому вполне можно говорить о "генделевских певцах”, усвоивших его стиль, его манеру, его художественные принципы. Эти принципы ощутимо отличались от принятых в итальянской опере, однако учитывали и сложившуюся в ней практику”.
"Возможно, Гендель был последним из гениев, кому легко удавалось сочетать в своем творчестве артистическое совершенство и откровенную ангажированность. Он создал немалое количество произведений для официальных церемоний, начиная от "Оды ко дню рождения королевы Анны" (1713) до "Музыки для королевского фейерверка" (1749). Генделевский антем "Садок-священник" (1727), написанный в честь коронации короля Георга II, в 1992 году стал гимном Лиги чемпионов УЕФА, и его знает теперь каждый любитель футбола. Другое популярнейшее произведение Генделя - хор "Аллилуйя" из оратории "Мессия", часто сопровождает публичные торжества, исполняясь подчас в бойких эстрадных обработках. Доходчивость многих знаменитых произведений Генделя приводила к частому использованию его музыки в театре и кино. О самом Генделе также неоднократно снимали фильмы, как сугубо игровые, так и документальные".
Ассоциация музыкальных критиков создана 27 октября 2011 года. АМК объединяет критиков и журналистов, освещающих тему классической музыки в московской и федеральной прессе и в интернет-изданиях, на радио и на телевидении.
АМК вручает свой приз на Конкурсе им. П.И. Чайковского. Первым призером музыкальных критиков на конкурсе стал в 2011 году пианист Александр Лубянцев. На прошедшем в 2015 году XV Конкурсе Чайковского приз АМК получил французский пианист Люка Дебарг.
С 2015 года АМК учредила ежегодный приз по итогам российского музыкального сезона - "За достижения в области музыкального и музыкально-театрального искусства в истекшем сезоне".
Его первым лауреатом стала музыковед, доктор искусствоведения Полина Вайдман - "за фундаментальную научную подготовку и выпуск первых томов полного собрания сочинений П.И. Чайковского, впервые представляющего авторские редакции". В 2016 году лауреатом приза стал спектакль Пермского театра оперы и балета "Травиата" - "за сотворчество мэтров и артистов молодого поколения в Пермском театре оперы и балета: Роберт Уилсон, Теодор Курентзис, Надежда Павлова".
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"