31.10.2017 17:01
Рубрика: Транспорт

Тяга от лукавого

Экспансия электромобилей откладывается
Текст: Григорий Калмин (гендиректор АвтоСпецЦентр Химки)
Тенденция перехода на электрическую тягу постепенно охватывает все больше стран. А ведь еще пятнадцать лет назад перспективы использования электромобилей были по меньшей мере сомнительными. Сейчас же электрокары уже не дорогая игрушка, а вполне реальное городское средство передвижения.
 Фото: depositphotos.com  Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Пионером в этой области становятся Нидерланды - если GroenLinks, экологическая политическая партия, придет к власти, то государство полностью откажется от дизельных и бензиновых двигателей. При этом вероятность победы на выборах именно этой партии очень высока, экологические инновации всегда пользовались в Европе большой популярностью. Норвегия и Дания также заявляют о готовности перейти на электричество.

Отказ от традиционного топлива становится возможным благодаря широкому развитию альтернативной энергетики. Скандинавия и отдельные европейские страны, такие как Бельгия или Австрия, всегда были передовыми в области энергетических инноваций, поэтому перейти на электрические двигатели в этих государствах большого труда не составит. Первым этапом, скорее всего, станет отказ от использования дизельных автомобилей в крупных европейских городах уже с 2020 года.

Но если на Западе экологические общественные движения активно продвигают свои идеи уже тридцать лет, то в России еще не везде сортируется мусор, не говоря уже об отказе от чадящих средствах передвижения. Учитывая огромное количество природных ресурсов и огромную территорию, Россия может позволить себе использовать бензиновые автомобили, в то время как многим странам действительно будет выгодно перейти на электричество.

Автопром постепенно готовится к переходу на электротягу. Для крупнейших автоконцернов, контролирующих мировой рынок, отказ от бензина грозит отказом от устоявшихся схем производства, продвижения и продаж авто и необходимостью создания новой отрасли - электромобилестроения. Однако они уже заявляют о частичном или полном переходе на выпуск электрокаров. С 2019 года легковые автомобили Volvo будут оснащаться электро- или гибридными моторами вместо бензиновых.

В свою очередь, для автодилеров последствия перехода на электродвигатели могут оказаться более серьезными. Электрокары не только дороже, но и имеют меньший запас хода, требуют специальной инфраструктуры для зарядки  - эти факторы сильно влияют на выбор клиентов при покупке авто. Ремонт электромобилей - также совершенно новая отрасль. Убедить покупателей приобрести такое средство передвижения может быть сложно, даже несмотря на государственную пропаганду и поддержку.

Грузовые автомобили и специальная техника сегодня не могут полностью отказаться от дизельных моторов

На самом деле электрокары пока создают проблем гораздо больше, чем решают. Так, если США полностью откажутся от автомобилей с бензиновыми либо дизельными двигателями, вырабатываемого страной электричества просто не хватит для зарядки всех электромобилей. За ночь можно будет зарядить менее 80 процентов ТС. При этом стандартная зарядка электромобилей довольно длительна и занимает до 8 часов, что создает дополнительные неудобства. 60 процентов всей вырабатываемой энергии в мире приходится на "грязные" ресурсы - уголь, нефть, газ. Чтобы увеличить объемы электроэнергии, приходится увеличить количество электростанций, а это значит, что локальное загрязнение возле объектов энергетики только повысится. Грузовые автомобили же на сегодня не могут отказаться от дизельных моторов - электротяги просто не хватит, чтобы привести авто в движение.

Внедрение электромобилей в широкое пользование в России и вовсе кажется маловероятным. Несмотря на стимулирующую госполитику, спрос на электрокары практически нулевой. Пока большинство авто на электротяге неспособно преодолеть за раз расстояние больше, чем в 300 километров - это является еще одной причиной их низкой популярности. Большой проблемой может стать и зарядка батарей - рентабельность ЭЗС в сравнении с АЗС гораздо ниже. Оборудование, необходимое для строительства и эксплуатации электрических заправочных станций, в разы дороже, чем для функционирования обычных заправок. Если учесть небольшой спрос на услуги ЭЗС, то можно сделать выводы, что такие проекты имеют долгий срок окупаемости. Еще одна проблема, с которой может столкнуться программа по внедрению автомобилей в России - это практически полный монополизм на электроэнергию. Этот аспект может затормозить или даже полностью остановить развитие электротранспорта в России.

Мода на электрокары должна затронуть в первую очередь большие города - работа над инфраструктурой для них ведется во многих государствах, в том числе и в России. Действительно популярными электрокары могут стать не раньше, чем через 15-20 лет, когда стоимость электромобилей, их зарядки и ремонта сможет конкурировать с расходами на бензиновые и дизельные авто. И пока электрокары не смогут проезжать более 300 км без подзарядки, такой транспорт будет и вовсе не актуален - расстояния между городами у нас слишком большие.

Инфографика: Антон Переплетчиков / Ирина Фурсова