Обсуждение либерализации тарифов ОСАГО отложили на 2018 год
По его словам, есть договоренность с ЦБ о том, что "идеи пока не будут активно продавливаться". В Минфине намерены продолжить диалог по этому вопросу со страховым сообществом, добавил Моисеев. Страховой рынок должен расти за счет добровольных видов, убежден Алексей Моисеев, а от обязательных надо отказываться - даже там, где они есть сейчас. По его словам, ведомство будет бороться против обязательного страхования от киберрисков.
Добровольная основа сохраняется и в законопроекте о страховании жилья от ЧС - по словам Моисеева, была возможность принять закон до конца этого года, но было принято решение подождать, чтобы реализовать все, о чем договорились. В частности, солидарный тариф, который позволит страховать имущество не только в регионах, где не бывает ЧС, но и там, где они происходят регулярно (например, наводнения).
Российский страховой рынок по итогам 2017 года вырастет не более чем на 1,2 процента (без учета инвестиционного страхования жизни), прогнозируют в RAEX ("Эксперт РА"). Вниз индустрию тянут, прежде всего, моторные виды страхования: сегмент ОСАГО - по итогам года ожидается отрицательный прирост премий (минус 2-4 процента) и сегмент каско (минус 6 процентов на фоне падения доходов населения).
Объем российской страховой отрасли в разы меньше, чем не только в развитых, но и в развивающихся странах, отмечается в исследовании RAEX "Будущее страхового рынка: российская карта рисков", которое было представлено на форуме. Так, в странах Евросоюза отношение страховой премии к ВВП составляет 8 процентов, в странах Латинской Америки и Восточной Европы - 2-,3,5 процента, в России - 1,4 процента. В прошлом году страховая премия на душу населения в нашей стране составляла 120 долларов против 200-600 долларов в развивающихся странах.
Роль страхования в России сегодня не соответствует ни масштабам экономики страны, ни вызовами, с которыми она сталкивается, отмечается в исследовании. Поэтому возникает необходимость сформировать карту рисков - риск-профиль, который покажет, какие виды страхования реально востребованы. С инициативой создать национальный риск-офис выступил Всероссийский союз страховщиков.
Сегодня большая часть рисков в России не страхуется. "Мы хотим, чтобы отрасль через ВСС стала держателем глобального перспективного риск-профиля всей страны", - рассказал вице-президент ВСС Максим Данилов. Он обратил внимание на то, что страховой рынок сегодня живет сам по себе и отсутствует в экономической и социальной повестке страны. Отрасль не вовлечена в глобальный информационный обмен, хотя очень зависит от данных. Из-за этого, в частности, не страхуются киберриски, хотя ущерб от них измеряется миллионами. Примером удачно выстроенного инфообмена Данилов назвал Национальный союз агростраховщиков, который использует данные космомониторинга в оценке рисков, опираясь на объективные независимые данные. Риск-профиль поможет всей страховой отрасли встроиться в глобальные экономические цепочки, считает эксперт.
В мире наиболее значимыми признаются риски изменения климата, роста природных катаклизмов, старения населения, роста различий в уровне доходов, показало исследование Всемирного экономического форума. В России выделяют, прежде всего, риски роста терроризма и киберриски. Однако, как отмечают в RAEX, Россия сегодня не может себе позволить застраховать даже наиболее значимые риски. Население и бизнес не готовы страховаться, потому что знают, что при возникновении критической ситуации поможет государство. Кроме того, страховые тарифы по многим направлениям запретительно велики.
«Главный риск для российского страхового рынка – это отсутствие глобальной цели развития, – полагает управляющий директор по страховым и инвестиционным рейтингам RAEX Алексей Янин. – Все внимания обращено на проблемы ОСАГО. Точек роста нет, кроме инвестиционного страхования жизни». Однако и в этом сегменте есть проблемы – в частности, не хватает информации о доходности, недостаточное понимание продукта как покупателями, так и продавцами (из-за этого проблемой для ИСЖ становится мисселинг – клиент не понимает всех рисков, покупая продукт). В следующем году неудовлетворенность клиентов доходностью ИСЖ может привести к сжатию сегмента, отметил Янин.
Важнейшим риском эксперт назвал углубление кризиса в ОСАГО, где убыточность растет. Результаты натурального возмещения можно будет оценить не раньше 2018 года. Мошенники и автоюристы невероятно быстро приспособились к новым условиям, добавил Янин. Необходимым решением в сегменте он назвал либерализацию тарифов. Регулятивные риски страхового рынка, как отмечают в RAEX, снижаются. С октября 2016 года по октябрь 2017 года было отозвано 49 лицензий (против 86 лицензий за сопоставимый период 2015-2016 годов).
Участники рынка, как показал проведенный на форуме опрос, главным риском для страховой индустрии считают возможное падение темпов роста отрасли (такой вариант выбрали 33 процента). 27 процентов страховщиков опасаются огосударствления рынка. среди рисков, которые наиболее реально обеспечить страховой защитой в масштабах страны, 47 процентов назвали риск повреждения и разрушения жилых строений в результате природных катаклизмов.
Большинство участников рынка (64 процента) в следующем году ждут стагнации страховой отрасли или роста не более чем на 3 процента.