23.11.2017 19:52
    Поделиться

    Непрофессионалам запретят управлять грузовиками и автобусами

    Удивительный законопроект предложил минтранс. Водителей поделят на любителей и профессионалов, а любителям запретят управлять собственными "КАМАЗами" а также "ЛиАЗами". В общем всем транспортом, который относится к категориям "С" и "D".

    Такой проект поправок в законы о безопасности дорожного движения и об образовании выложен на портале regulation.gov.ru/p/68393.

    Примечательно, что этот проект был направлен для согласования в ведомства именно как поправки к ранее опубликованному закону. Но по сути это самостоятельный закон, который кардинально меняет всю систему подготовки водителей.

    При этом стоит напомнить, что этот проект появился по поручению первого заместителя председателя правительства РФ Игоря Шувалова. Он подписал план мероприятий по повышению качества подготовки водителей и водителей-профессионалов, для которых на законодательном уровне будет предусмотрена переподготовка.

    Все это вполне соответствует действующим требованиям в Европе.

    Водителям-профессионалам придется сдавать два экзамена: первый на категорию, второй - на профессионализм

    Там принята директива, согласно которой все страны, входящие в Евросоюз, обязаны обеспечить соответствующий уровень подготовки водителей. Единые требования к обучению, единые требования к правам.

    Что предлагается в новом законопроекте?

    Ввести обучение для всех категорий, кроме "С", "D", а также "СЕ" и "DЕ" не в образовательных учреждениях, как сейчас, на неких курсах с более облегченной программой.

    Если сейчас у нас все водители готовятся в автошколах, имеющих лицензию на обучение профессии, потому что готовят по профессиональным программам, то после принятия этого закона, водителей категорий "М", "А1", "А", "В1", "В", "С1", "D1", а также "С1Е" и "D1E" будут готовить некие организации. Для них прописаны дополнительные общеразвивающие программы. А обязательных программ там не будет.

    Как не будет и документа о получении образования. Только справка.

    А такие справки можно печатать пачками. И в ГИБДД на экзамен может прийти непонятно как подготовленный человек, со справкой о прохождении курса. И ГИБДД будет принимать у него экзамен.

    Таким образом, мы возвращаемся к ситуации, когда у нас была разрешена самоподготовка водителей.

    Напомним, что разработчики документа забыли о том, что существует еще такая категория, как "ВЕ" - для легкового автомобиля с прицепом.

    Напомним, что за пять лет, пока шла реформа подготовки водителей, удалось достичь довольно серьезных результатов. Количество аварий с начинающими водителями, со стажем управления менее двух лет снизилось на 46 процентов.

    Велика вероятность, что если документ будет принят, на трассы выедут те, кто вообще не имеет понятия о том, как себя вести на дорогах.

    Вернемся к водителям-профессионалам. Такой статус был у многих водителей во времена СССР. Им придется сдавать экзамены два раза. Первый раз на категорию, второй раз на получение профессионального статуса. В Европе он обозначается кодом 95.

    Но в Европе для этого не требуется дополнительных экзаменов.

    В итоге, у нас в стране может быть сломана уже действующая система подготовки водителей, которая соответствует европейским требованиям. В то же время на рынок перевозок пассажиров и грузов запускаются иностранные водители, чей уровень подготовки у нас никто не может проверить.

    Кроме того открывается рынок получения прав в соседних государствах, где это сделать и проще, и дешевле. А об уровне подготовки водителей опять забыли.

    Таким образом самый пессимистичный прогноз ГИБДД о возможном росте аварийности становится вполне реальным.

    Стоит напомнить, что как раз ГИБДД сильно сопротивлялось, чтобы им еще приходилось принимать экзамены у профессионалов.

    В конце концов на дороге их проверяет Ространснадзор. Но в проекте сказано, что министерство образования и науки должно готовить программы для подготовки водителей, а МВД принимать у них экзамены. Задача минтранса сводится только к разработке новых профессиональных программ для водителей-профессионалов.

    Мнения экспертов

    Александр Лыткин, главный эксперт Национального экспертного совета по обучению и тестированию водителей транспортных средств

    - При отсутствии единого правового, информационного, образовательного пространства со странами Евразийского союза допускать к перевозкам пассажиров и грузов лиц, имеющих иностранное водительское удостоверение, нельзя. Внедрение предполагаемого законопроекта обрушит рынок подготовки профессиональных водителей в стране.

    Татьяна Шутылева, президент Межрегиональной ассоциации автошкол

    - Подготовка водителей самой массовой категории "В" по общеразвивающим дополнительным программам - это такое снижение образовательного ценза, когда обучение водителей пытаются приравнять к курсам кройки и шитья. Предлагаемые меры вызывают много вопросов: зачем пересматривать результаты реформы, которая дает такое снижение аварийности с начинающими водителями, которого не было никогда ранее - на 45,6 процента за 2 года?

    Вячеслав Максимычев, главный консультант Центра транспортного образования "Мир"

    - Реализация данного законопроекта приведет к росту аварийности на грузопассажирском транспорте. Многие автошколы, начавшие обучение иностранных водителей, отмечают крайне низкий уровень их подготовки.

    Также вызывают недоумение предложения ввести двойное обучение, двойные экзамены и ограничить граждан в праве управления транспортными средствами некоторых категорий в личных целях.

    А как у них

    Буквально накануне засыла этих неожиданных поправок в заинтересованные ведомства, представители немецких автошкол рассказали, как у них готовят водителей профессионалов.

    Причем нашим ведомствам стоило бы внимательно изучить этот опыт. Ведь наша транспортная система интегрирована в европейскую. Кроме того, мы не только подписанты Венской конвенции, мы еще и придерживаемся ее требований. В отличии от других стран ЕАЭС.

    Итак на подмосковном автодроме руководитель "Hainer-Koos" Вальдемар Коос рассказал представителям столичного и областного ГИБДД, а также представителям Минтранса России, как готовят водителей-профессионалов в Германии.

    Это тем более интересно, что не требует каких-либо революционных перемен в нашей ныне действующей системе подготовки водителей.

    Получить категорию "С" или "D" можно только при условии, что у водителя уже есть открытая категория "В". Именно категория, которая позволяет управлять легковым транспортом, считается базовой. Только после того, как она получена, можно обучиться и получить более высокие категории.

    Получить код 95, то есть стать водителем-профессионалом, которого можно нанимать на работу - не сложно.

    После получения соответствующей категории нужно пройти дополнительное обучение. Некое повышение квалификации. За это с вас запросят денег, но не потребуют снова сдавать экзамен.

    Вы пройдете курс обучения в 35 часов и получите соответствующее свидетельство, которое позволит вам продлить код 95 на следующие пять лет.

    Проходить переподготовку можно не за один раз. Например, те же 35 часов можно растянуть на все пять лет. Получится по 7 часов в год.

    Главное, чтобы к истечению срока кода 95 водитель смог бы пройти медкомиссию.

    Примечательно, что даже после получения категории "В" водителю, который претендует на категорию "D", требуется пройти обучение в размере 88 часов.

    Как пояснил Вальдемар Коос, отбор водителей-профессионалов в Германии довольно строг. Наняться водителем может любой водитель, который получил права в Евросоюзе. Но его будут довольно жестко проверять. Если у него есть хотя бы один штрафной пункт за грубое нарушение правил, то профессия водитель ему не светит.

    Напомним, что в Германии работает принцип наказания за систематические нарушения правил. За грубые нарушения начисляются баллы. Набрал восемь баллов - лишился прав. Так вот даже с одним баллом работодатель не возьмет водителя на работу.

    Как пояснил Коос, если каждый год готовить водителей-профессионалов, то каждый год должны обновляться программы, по которым их можно готовить. Именно по этой причине изучается каждый случай, который произошел с большегрузом или автобусом. Так не столь давно в Германии загорелся автобус. Водитель не успел вывести всех пассажиров. Погибли несколько старушек. Сразу после этого случая для автошкол был подготовлен новый блок обучения. В нем подробно было расписано, как водитель должен действовать в случае возгорания автобуса.

    Остается один вопрос. Почему бы не воспользоваться рекомендациями Евросоюза по подготовке водителей и не изобретать, то, что уже придумано и успешно работает?

    Поделиться