В прокат вышел мультфильм "Тайна Коко"

Мигель Ривера, 12-летний мальчик из крошечной мексиканской деревушки, спит и видит, как станет знаменитым музыкантом - таким же, как его кумир Эрнесто де ла Крус. Однако семейство Мигеля от этой мечты не в восторге, более того, в доме введен давний запрет на музыкальные инструменты. Мальчику уже впору подчиниться семейным традициям и стать сапожником, но однажды по чистой случайности он оказывается в мире мертвых. Там он встречает как своего музыкального кумира, так и умерших предков - им предстоит объяснить Мигелю, откуда растут ноги у нелюбви семейства Ривера к музыке.

Новый мультфильм студии Pixar служит целям не только эстетическим и воспитательным, но и познавательным. В данном случае этнографическим. Создатели "Коко" рассказывают целевой аудитории о Дне мертвых - латиноамериканском празднике, традиции которого восходят к майя и ацтекам. Мексиканцы верят, что в этот день души их умерших родственников возвращаются домой. Отмечание праздника превращается в красочный карнавал. И в этом двойственная природа дня: с одной стороны, это день памяти и скорби, с другой - повод радоваться текущему моменту скоротечной жизни.

"Тайна Коко", впрочем, особенно на смысле праздника не концентрируется. Не из-за того, однако, что тема смерти остается табу для коммерческой детской анимации. Да, иронично-мрачные гиньоли вроде "Кошмара перед Рождеством" или "Трупом невесты" - это по-прежнему удел авторской анимации. Но и в Pixar уже делали анимацию, посвященную метафорическому путешествию в загробный мир - речь о мультфильме "Вверх". Но непосредственно про мексиканский День мертвых три года назад уже выходил мультфильм, который исчерпывающе рассказывал обо всех связанных с ним традициях - это мрачно-мелодраматическая "Книга жизни" Хорхе Гутьерреса.

Вполне традиционный Pixar: сентиментальный, мягко-моралистичный

Для Pixar визит 12-летнего героя в мир иной становится поводом для в меру остроумной демонстрации достижений мексиканской культуры в XX веке. Достаточно сказать, что эстетический тон в царстве мертвых задает не только де ла Крус, которого Мигель, разумеется, там встречает, но и Фрида Кало, персонаж которой тут отвечает за постановочную часть карнавала. Именно на яркую палитру работ Кало, очевидно, ориентировались художники, когда придумывали визуальный мир "Тайны Коко".

Во всем остальном перед нами вполне традиционный мультфильм Pixar, в меру тонкий, визуально перфекционистский, безошибочно сентиментальный, мягко-моралистичный. Последнее качество - очередной дежурный повод, чтобы похвалить студию за то, что она без дешевого пафоса и правильными словами может донести до пубертатной публики простые истины: нужно не бояться быть собой, идти за своим талантом и уметь говорить "нет" семейным традициям, если они противоречат индивидуальности и естеству.

Одним словом, судьба анимационного "Оскара" в этом году, похоже, решена.