В прокат вышел мультфильм "Тайна Коко"

Мигель Ривера, 12-летний мальчик из крошечной мексиканской деревушки, спит и видит, как станет знаменитым музыкантом - таким же, как его кумир Эрнесто де ла Крус. Однако семейство Мигеля от этой мечты не в восторге, более того, в доме введен давний запрет на музыкальные инструменты. Мальчику уже впору подчиниться семейным традициям и стать сапожником, но однажды по чистой случайности он оказывается в мире мертвых. Там он встречает как своего музыкального кумира, так и умерших предков - им предстоит объяснить Мигелю, откуда растут ноги у нелюбви семейства Ривера к музыке.

Новый мультфильм студии Pixar служит целям не только эстетическим и воспитательным, но и познавательным. В данном случае этнографическим. Создатели "Коко" рассказывают целевой аудитории о Дне мертвых - латиноамериканском празднике, традиции которого восходят к майя и ацтекам. Мексиканцы верят, что в этот день души их умерших родственников возвращаются домой. Отмечание праздника превращается в красочный карнавал. И в этом двойственная природа дня: с одной стороны, это день памяти и скорби, с другой - повод радоваться текущему моменту скоротечной жизни.

"Тайна Коко", впрочем, особенно на смысле праздника не концентрируется. Не из-за того, однако, что тема смерти остается табу для коммерческой детской анимации. Да, иронично-мрачные гиньоли вроде "Кошмара перед Рождеством" или "Трупом невесты" - это по-прежнему удел авторской анимации. Но и в Pixar уже делали анимацию, посвященную метафорическому путешествию в загробный мир - речь о мультфильме "Вверх". Но непосредственно про мексиканский День мертвых три года назад уже выходил мультфильм, который исчерпывающе рассказывал обо всех связанных с ним традициях - это мрачно-мелодраматическая "Книга жизни" Хорхе Гутьерреса.

Вполне традиционный Pixar: сентиментальный, мягко-моралистичный

Для Pixar визит 12-летнего героя в мир иной становится поводом для в меру остроумной демонстрации достижений мексиканской культуры в XX веке. Достаточно сказать, что эстетический тон в царстве мертвых задает не только де ла Крус, которого Мигель, разумеется, там встречает, но и Фрида Кало, персонаж которой тут отвечает за постановочную часть карнавала. Именно на яркую палитру работ Кало, очевидно, ориентировались художники, когда придумывали визуальный мир "Тайны Коко".

Во всем остальном перед нами вполне традиционный мультфильм Pixar, в меру тонкий, визуально перфекционистский, безошибочно сентиментальный, мягко-моралистичный. Последнее качество - очередной дежурный повод, чтобы похвалить студию за то, что она без дешевого пафоса и правильными словами может донести до пубертатной публики простые истины: нужно не бояться быть собой, идти за своим талантом и уметь говорить "нет" семейным традициям, если они противоречат индивидуальности и естеству.

Одним словом, судьба анимационного "Оскара" в этом году, похоже, решена.

Гаэль Гарсия Берналь рассказал о своих новых работах

Гаэль Гарсия Берналь - любимый многими актер, звезда таких фильмов, как "Вавилон", "Дурное воспитание", "Мамонт", "Че Гевара: Дневники мотоциклиста" и других - вновь "приходит" в Россию с новыми работами.

Совсем недавно в прокат в нашей стране вышел фильм с ним "Сусана, ты меня убиваешь", он озвучил основного персонажа в мультфильме "Тайна Коко" (вышел в прокат 23 ноября) и снялся в главной роли в картине "Сука-судьба" (в прокате с 30 ноября). Беседа с Гаэль Гарсиа Берналем состоялась на круглом столе на кинофестивале в Торонто TIFF 2017.

Вы, мексиканец, теперь говорите по-французски? Раньше знали этот язык?

Гаэль Гарсия Берналь: Я говорил на французском немного и раньше. Но сейчас я чувствую, что полностью выучил его и могу сказать: "Да, я говорю по-французски". Также для этой картины мы брали уроки танцев - нам нужно было исполнять румбу. Причем хорошо, уверенно, убедительно. Ведь мы с коллегами - все трое не цыгане - играли цыган. А они - очень музыкальный народ.

И как, на ваш взгляд, похожи ли цыгане на мексиканцев?

Гаэль Гарсия Берналь: Нет, не думаю. Цыгане, в том числе и наши герои, оказались в Марселе, потому что были изгнаны из Испании и бежали через Алжир. Эта диаспора пережила многое. По отношению к цыганам был настоящий геноцид. Франко уничтожил более половины цыган Испании, и им пришлось все начинать заново, на новом месте, но с осознанием и памятью того, что произошло с их народом.

Это случайность или осознанный выбор - то что вы в последнее время много работаете с режиссерами-дебютантами? Например, также с Хонасом Куароном - снимаетесь в его фильме "Перерождение Зорро".

Гаэль Гарсия Берналь: Хонас Куарон рожден был режиссером. (Смеется; Хонас Куарон - сын Альфонсо Куароно - Прим. С.А.). И фильм про Зорро - вовсе не его дебют. До этого была картина "Ано Уна". Не обычный фильм, а снятый по... фотографии. Также Хонас - один из соавторов "Гравитации". Так что он знает, что делает.

Но вы точно будете играть главную роль Зорро в его новом фильме?

Гаэль Гарсия Берналь: Возможно. Но я не знаю еще наверняка. Это не под моим контролем. Все зависит от продюсеров и обстоятельств. Но я надеюсь, что это случится. И работа должна быть очень интересной.

Вопрос о дебютантах возник не просто так. Вы - актер высокого уровня. И когда соглашаетесь на съемки у тех, кто еще себя не зарекомендовал, это определенный риск.

Гаэль Гарсия Берналь: Мне нравится ваша прямота, но, знаете, я не боюсь экспериментировать. И могу сказать, что заранее никогда не знаешь, как оно получится. Точной формулы успеха в кино нет. Ты как бы бросаешь игральные кости - иногда уверен, что получится замечательное кино, но что-то не складывается, а иногда просто работаешь, потому что тебе понравился сюжет и команда, втайне надеясь, что будет неплохо, а получается - замечательно! Кстати, первый фильм, в котором я снимался, был также дебютом и для режиссера, и для оператора. Это была картина "Сука-любовь". И у нас, как вы знаете, все получилось.

Также рискованным после всех ваших громких работ было сниматься и в фильме "Сусана, ты меня убиваешь".

Гаэль Гарсия Берналь: Фильм "Сусана, ты меня убиваешь" создан по очень хорошему сценарию. Все, кто прочитал новеллу, по которой снят фильм, просто влюбились в нее. Это была главная причина, почему я снялся в этом фильме. В нем есть недостатки, но нельзя сказать, что он - не развлекательный. Он достаточно интересен.

Вы озвучили главного героя Коко в анимационном фильме "Тайна Коко". Что для вас значила такая работа?

Гаэль Гарсия Берналь: Когда я увидел уже готовый фильм, мне - ну просто очень понравилось. В нем есть и моя работа, и знаете, я никогда себя не хвалю, но тут все получилось. Фильм очень "мексиканский" по стилю, но это и не удивительно. Добрая половина работников студии Pixar, на которой он сделан - мои соотечественники - мексиканцы.

В прошлом году журнал Times внес вас в список наиболее влиятельных людей. Что скажете по этом поводу?

Гаэль Гарсия Берналь: Когда я узнал об этом, то был в гостях в доме Алехандро Иньярриту со своей маленькой дочкой Либертат. Маленькие дети встают рано, и я готовил ей завтрак около семи часов утра. И тут мы узнали о журнале Times и его списке. Алеханро тоже попал в это число влиятельных людей.

И тут Алехандро достал помидоры. Они были спелые и вкусные. И как мы не пытались убедить мою дочь их попробовать, так и не смогли этого сделать. Так что не такие уж мы и влиятельные.

Кадры из мультфильма "Тайна Коко"
1/7
Фото: предоставлено компанией Disney