Каким мы запомнили великого режиссера, создавшего свои шедевры на "Беларусьфильме"

Маленькая девочка бежит сквозь лес, пронизанный солнцем: "Ааа-а, здравствуйте, реки вот такой ширины! Ааа-а, здравствуйте, горы вот такой вышины!.." Эти несколько кадров счастья остались в сердце на всю жизнь.

Скоро Новый год, и с 31 декабря по середину января фильмы Леонида Нечаева будут веселить детей и врачевать души взрослых. Только вот вспомнят ли о самом режиссере? В январе будет восемь лет со дня его трагической кончины.

"Приключения в городе, которого нет", "Приключения Буратино", "Про Красную Шапочку", "Примите телеграмму в долг", "Проданный смех", "Сказка о Звездном мальчике", "Репетитор", "Питер Пэн", "Рыжий, честный, влюбленный"...

Кроме имени режиссера все эти любимые нами с детства фильмы объединяет то, что они созданы на киностудии "Беларусьфильм". В этом смысле "Беларусьфильм", как и "Союзмультфильм", можно назвать киноколыбелью всех советских детей. Нигде Леониду Алексеевичу не работалось так вдохновенно, как в Минске.

Нечаев принес в кино все чудеса послевоенного детства, когда радость творилась из прикосновения к самым простым вещам. В "Красной Шапочке" чудесную атмосферу нежности и хрупкости создают... мыльные пузыри. Феерический танец дворников с поливальными шлангами в "Приключениях Буратино" - его замысел явно родился еще в ту пору, когда будущий режиссер улепетывал от дворников по крышам сараев.

К фильмам Леонида Нечаева писали музыку Алексей Рыбников, Максим Дунаевский и Евгений Крылатов, стихи - Булат Окуджава и Юлий Ким.

Для маленьких зрителей Николай Гринько так и остался Папой Карло, Владимир Этуш - Карабасом-Барабасом, Рина Зеленая - черепахой Тортиллой, Евгений Евстигнеев - Звездочетом, Ролан Быков - Котом Базилио, а Николай Трофимов - деликатнейшим из волков. Помните, другой волк, Владимир Басов, обзывал его толстым. "Он не толстый, - заступалась Красная Шапочка, - он - милый. Он вселяет надежду!.."

Из писем зрителей Леониду Нечаеву: "Ни один из американских или французских фильмов не затронул меня так, как Ваши сказки. После них хочется жить светлее. После них вообще хочется жить".

"Спасибо Вам за мое детство и за детство моих будущих детей. Если они будут знать, что такое Ваши фильмы, они вырастут хорошими людьми, не злыми... "

Злу вообще не находится места в нечаевских сказках. Тот, кто поначалу кажется малосимпатичным, вскоре оказывается всего лишь несчастной жертвой обстоятельств. В фильмах Леонида Нечаева нет злых. Есть те, кому не досталось любви.

Моя последняя встреча с Леонидом Алексеевичем была десять лет назад в Доме кино на премьере "Дюймовочки". Он выглядел очень усталым, измотанным. Почти пятнадцать лет Нечаеву не давали снять этот фильм. Развал киноотрасли в первую очередь убил детский кинематограф. Подготовительный период превратился в медленную пытку. За это время маленькие актеры успевали вырасти, и надо было искать новых.

Злу вообще не находится места в нечаевских сказках. Тот, кто поначалу кажется малосимпатичным, вскоре оказывается лишь несчастной жертвой обстоятельств

Нечаев победил безвременье: он снял свою "Дюймовочку". Но этот фильм стал его последней работой.

В моем архиве сохранилась запись монолога Леонида Алексеевича о детстве, о театре, о друзьях, о кино, о детях - обо всем, что он так любил.

Диван с дырочкой

Нас трое было у матери - две сестренки и я. В сорок третьем отец погиб на фронте. От него остались какие-то книжки, они лежали в диване. Я прорвал дырочку и на ощупь доставал их одну за другой. Детских среди них не было.

Кумачовые трусы

Жили мы в Москве между Ильинкой и Никольской. По Никольской колонны шли на Красную площадь, по Ильинке - с Красной площади. А наш дом, получается, по серединке. Мы с мальчишками вклинивались в колонну, проходили по Красной площади, выходили обратно и опять вклинивались. Перешептывались: "Ты сколько раз Сталина видел?.." А еще мы выпрашивали разноцветные флаги у тех, кто уже прошел по площади. Тащить им было неохота, а нам из флагов матери шили трусы да нарукавники.

Как я играл французского пионера

Я пришел в Дом пионеров в двенадцать лет, а ушел в девятнадцать! Потом я и во ВГИКе учился, и много умных людей повидал, но педагог у меня один, из детства - Евгения Васильевна Галкина. Я все получил от нее, от созданной ею театральной студии при Доме пионеров, от нашего общения с Витькой Татарским, Володькой Штейном, Сережей Никоненко...

"Вперед, отважные!" - наш самый первый спектакль, про французских пионеров, и я до сих пор помню слова, которые мне дала Евгения Васильевна. Я играл мальчишку, который в школе сидит, видит в окно баржу и говорит: "И зачем она пришла в Круайон? Разве моряки не знают, что у нас забастовка?.." Вот мой первый театральный текст.

Слава богу, что Володька Штейн притащил меня в Дом пионеров, а то мотать бы мне со своими однокашниками срока по три. Палатки мы переворачивали, по чердакам лазали...

Мой порядковый номер - на руке

Перед каждым праздником, дня за два, за три давали муку, мыло, чего-то еще. Мы шли утром в школу дворами, а туда тыльной частью выходил магазин, где стояли с ночи за мукой. Мы тоже занимали очередь, и нам писали на руках чернильным карандашом большие, как на трофейных грузовиках, цифры. И вот на уроке учительница спрашивает: "А какой завтра праздник?.." А завтра 1 Мая, у меня еще и день рождения. Мы, лысые мальчишки, тянем руки, а в окна - солнышко и на руках-то у нас у всех - номера... В школе у меня неплохо было только с русским и литературой. Любил стихи. Учительница часто говорила классу: "А сейчас нам Леня почитает..."

Голодный Робин Гуд

В "Робин Гуде" я не только играл, но и строил ночами декорации. Весь реквизит, бутафорию делал. А после премьеры выходили и уже стояли девчонки - вроде как поклонницы, а я был симпатичный - все-то мальчишки стриженые были, а мне позволяли локоны носить... Мы были голодные как собаки. Ребята скидывались мне на булочку французскую, я был самый большой, жрать хотелось, а дома-то пусто.

Товарищ песня

Я пришел после ВГИКа на Шаболовку, там на дверях табличка: "Отдел производства фильмов". Молодцы! Лучше и не придумаешь. А то разводят сейчас какие-то фигли-мигли. Я говорю: "Ну, и что будем производить?" "Да вот, - говорят, - сценарий есть про Гелену Великанову. Не хочешь?" "Давайте". Эта картина называлась "Товарищ песня". Никто сейчас таких творческих портретов не делает, а я занимался этим серьезно. Эстраду снимал.

Как я попал на "Беларусьфильм"

Но вскоре мне эстрада надоела, я пошел к начальству и сказал: "Подаю на вас в суд. У меня диплом режиссера художественного кино, а вы мне не даете снимать..." - "Лёнь, ничего сейчас нет в плане. Правда, есть один сценарий. Поедешь на "Беларусьфильм"?" - "Поеду!" Это был сценарий про мальчика, который попал в мир литературных персонажей. А я решил похулиганить: они у меня запели, затанцевали... И когда я показал эту картину, начальство разинуло рот: "Говори, чего хочешь снимать?" Через две недели я сказал: "Буратино!" А эти две недели мы с Инной Ивановной Веткиной - Царствие ей Небесное! - сочиняли на кухне сценарий про Буратино. Денег на фильм давали очень мало. Это сейчас хвастаются огромными бюджетами, а я всегда радовался и гордился, что за небольшие деньги снимаю. Голь на выдумки хитра.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться