Из шорт-листа в номинации "Проект года", в котором были инсталляция Ирины Кориной "Хвост виляет кометой", видеоработа "Бассейн" Полины Канис и выставка "Остановка "ДК ЗИП", показанная весной в Московском музее современного искусства, международное жюри выбрало выставку краснодарских художников.
Меньше всего "Группировка ЗИП" похожа на "темную лошадку", обошедшую фаворитов. Наоборот, в кругу "расчисленных светил", выведенных на орбиту солидными институциями и галереями, их "незаконная комета" - одна из самых заметных звезд на арт-сцене последнего десятилетия. "Незаконная", разумеется, поэтическая метафора. "ЗИПы", взявшие себе имя от сокращенного названия краснодарского Завода измерительных приборов, теперь уже - бывшего, где художники начали снимать мастерскую с 2009 года, - не жаждут попасть под крыло солидных арт-институций.
Они сами себе институция. Они работают, если использовать сравнение одного ребенка, как самонаводящаяся ракета: сами ставят цель, сами выбирают траекторию и сами же двигаются к ней кратчайшим путем. Их независимый фестиваль уличного искусства "МОЖЕТ", как и арт-резиденцию "Пятихатки" - в обычном поселке у Черного моря, как и Краснодарский центр современного искусства (КИСИ), как и "Типографию", которая на самом деле уже Краснодарский центр современного искусства - знают, наверное, все, кто интересуется современным искусством в России.
Правда, поначалу их история выглядела сюжетом местным, региональным. Вот и 2013 году они взяли премию "Инновацию" в номинации "Региональный проект современного искусства". Тогда инсталляция, показанная в ГСЦИ, складывалась как сборник очень конкретных историй, происходивших в арт-резиденции Пятихатки, где художники, казалось, не проводили разделительной черты между жизнью и искусством. Нарисованный ими пешеходный переход в месте, где дачники с детьми переходили к шоссе, идя к морю, был так же важен, как выставка итоговых работ, устроенная в песчаном карьере и названная (вполне логично, в соответствии с местом экспозиции) "Яма". Но не менее очевидно было, что эта летняя, отнюдь не беззаботная жизнь с ее вроде бы простодушными историями, складывалась в модель своеобразной Аркадии, где художники пришли "навеки поселиться". Наверное, слово "пришли" тут не годится, художники как раз из этих мест, а дача одного из них и получила громкое имя "арт-резиденции".
Но все же речь не только о месте - об Аркадии. Основные ее черты вовсе не солнышко, море, песок и фрукты (или, скажем, не только они), а скорее - дружеское общение, возможность проводить время с друзьями, заниматься любимым делом, то бишь искусством. Позже эти черты дачной арт-резиденции проступят в утопии-фэнтази о дельфинах, любимых героях "ЗИПов". Эпос в рисунках о дельфинах, существах, чей интеллект, по версии художников, более развит, чем человеческий, которые помогают тайком людям, живут в гармонии с природой и создали свою цивилизацию в глубине моря, стали одной из частей выставки "Остановка ДК ЗИП".
Но интересно, что эти же черты жизни "в Аркадии" проступают и в других проектах краснодарских художниках, будь то "Плот" (2011), созданный из подручных материалов и пришвартовавшийся зимой в скверике около завода ЗИП, или "Стройка" (2014), устроенная "ЗИПами" в Хельсинки на фестивале "На площадь-2". И "Стройка", и "Плот", и дельфинья Аркадия - открытые системы. Как минимум, не замкнутые. В этом смысле - ближе Башне Татлина, чем Башне из слоновой кости. Сюжет, в сущности, один и тот же - о встрече с художниками и искусством, когда того совсем не ждешь. На вокзале, пляже или автобусной остановке "Дом культуры ЗИП". Можно общаться, можно слушать музыку, можно рисовать или говорить за жизнь… Иначе говоря, искусство выступает как пространство утопическое и реальное одновременно - пространство, где люди могут встречаться и понимать друг друга. Или не понимать, но тогда - это повод для дискуссии. Значит надо снова встретиться и поговорить. Например, в баре.
Это пространство единения и общения на той выставке в ММОМА, что получила Премию Кандинского, было представлено "БАРселоной". Название вполне реального бара в Краснодаре и название арт-проекта наслаиваются, демонстрируя стратегию работы. Больше всего запомнились даже не клипы с песнями панк-группы РИП (не подумайте, что о грустном - прямо напротив ЗИПа был еще один завод - радиоизмерительных приборов - РИП), а теннисный стол с вырезанными отверстиями, предполагающий игру, объединяющую теннис и бильярд. В нее играть можно, только если вы играете не "против" друг друга, а "вместе". Вот и "БАРселона", раскрашенная в духе "Рабочего клуба" Родченко - место, где ЛЕФ с его идеей производственного искусства встречается с эстетикой взаимодействия Николя Буррио. А "разговоры" за жизнь в духе театра Doc. (колоритные истории можно было услышать в записях) - резонируют с "Литературой факта" и идеями Сергея Третьякова.
Что же получается, что создатели самодеятельной Аркадии, художники "Группировки ЗИП", - на самом деле "производственники"? Насчет "производственников", не уверена. Да, "ЗИПы" все делают своими руками, принципиально не используют наемный труд. Но они производят не скульптуры, поставленные на поток, не иллюстрации или картины, они моделируют ситуацию, в которой искусство - род катализатора, помогающего раскрыть уникальность каждого человека, запускающего цепную реакцию дискуссии в публичном пространстве. Поэтому, утописты "ЗИПы", в сущности, занимаются социальной "архитектурой", превращая пространство "ничейное", как сломанный автобус, песчаный карьер, сквер или пляж, по которому движется картонный "Краб-пропагандист", в живую территорию искусства.
Поэтому таким точным выглядит выбор жюри Премии Кандинского именно их выставки "Остановка "ДК ЗИП" лучшим проектом года.
В номинации "Проект года" лауреатами стали художники из Краснодара, объединившиеся в "Группировку ЗИП" (Эльдар Ганеев, Евгений Римкевич, братья Василий и Степан Субботины).
В номинации "Молодой художник. Проект года" лауреатом премии стала Саша Пирогова, чья видеоинсталляция "Моно" участвовала в выставке "Прогулки с трубадуром" в Доме впечатлений ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Общий призовой фонд в двух номинациях: "Проект года" и "Молодой художник. Проект года" - составляет 2 млн 350 тыс. рублей. В третьей номинации "Научная работа. История и теория современного искусства" книга победителя публикуется на русском и английском языке. Так, в этом году жюри экспертов выбрало сборник статей и эссе Александра Боровского "Как-то раз Зевкис с Паррасием…".
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ".