Штраф за парковку на газонах может снизиться

В Госдуму внесен законопроект, уточняющий, за какие нарушения правил остановки и стоянки водителям грозит штраф 500 рублей. При этом считается, что новая формулировка позволит урегулировать такой спорный вопрос, как остановка и стоянка на газоне.

Напомним, что это уже не первая попытка на законодательном уровне урегулировать проблему. А проблема заключается в следующем. В федеральном законодательстве нет ответственности за остановку и стоянку на газоне. У нас даже нигде не сформулировано, что считать газоном. Между тем, некоторые автомобилисты действительно паркуются на газонах, чем наносят вред озелененным территориям, портят вид и мешают окружающим. А поэтому местные власти начали придумывать собственные законы и наказания для таких водителей. Причем штрафы устанавливают драконовские. Причем в каждом регионе эти штрафы свои собственные. Так, например, в Москве за стоянку на газоне для физического лица штраф 5 тысяч рублей. Для юридического - 300 тысяч.

Но очень многие автомобилисты берут машины в аренду, пользуются каршерингом, берут автомобили на тест-драйв. В итоге, штраф 300 тысяч выносится юридическому лицу, а по факту его должно оплачивать лицо физическое, то есть водитель, который пользовался автомобилем в момент нарушения. Кроме того, зачастую водители просто не могут понять, чем отличается газон от обочины дороги. В результате возникает масса споров и судебных разбирательств. Как отмечают депутаты в пояснительной записке, в городах неуклонно возрастает количество транспорта, что порождает его временное размещение на участках с зелеными насаждениями, газонах, клумбах, детских и спортивных площадках. Такие действия приобрели массовый характер, создают неудобства для проживания граждан, приводят к порче транспортными средствами зеленых насаждений и объектов благоустройства.

До недавнего времени одним из способов решения этой проблемы было установление в законодательстве субъектов РФ ответственности за такую парковку. Однако сложилась судебная практика о признании таких нормативных положений противоречащими федеральному законодательству. Суды полагают, что в этих случаях региональный законодатель вторгается в область правоотношений, урегулированных на федеральном уровне, то есть превышает свои полномочия, установленные статьей 1.3.1 Кодекса об административных правонарушениях.

Отделить газон от дороги и выделить для него другой порядок нормативного регулирования не получается

Действительно, судебная практика в этой области сложилась обширная и неоднозначная. Во многих судебных решениях местных судов и определениях Верховного суда указывается, что вводя ответственность за стоянку на озелененных территориях, местная власть устанавливает ответственность в сфере эксплуатации и содержания транспортных средств. А это сфера регулируется федеральным законодательством. В федеральном же законодательстве порядок размещения транспортных средств, их остановки и стоянки регламентирован разделами 12 и 17 Правил дорожного Движения. Ответственность за нарушение этих правил установлена статьей 12.19 КоАП.

При этом федеральное законодательство не делегирует местным властям полномочий по введению дополнительных требований в области эксплуатации транспорта. Таким образом Санкт-Петербургский городской суд в прошлом году признал недействительной статью 32 КоАП Санкт-Петербурга, устанавливающую ответственность за стоянку на газонах, бульварах, детских и спортплощадках (до 5000 рублей для граждан и до 500 000 рублей для организаций). Судебная коллегия по административным делам ВС РФ оставила это решение без изменений. Однако Мосгорсуд признал аналогичную статью 8.25 КоАП Москвы не противоречащей законодательству. Верховный суд и это решение оставил в силе.

Что же предлагают депутаты? Они предлагают дополнить часть 1 статьи 12.19 КоАП уточнением. Звучать она должна так: "нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств, установленных Правилами дорожного движения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 12.10 Кодекса и ч. 2 - 6 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей". Добавлением в статью формулировки "установленных Правилами дорожного движения" депутаты пытаются отделить зерна от плевел. То есть, водителей, нарушающих правила на дороге, от водителей, паркующихся на газонах и озелененных территориях. Однако, формулировка получилась не убедительной.

Как пояснил корреспонденту "РГ" адвокат Лев Воропаев, в Правилах дорожного движения "газон" упоминается в пункте 1.2 в пояснении термина "тротуар". Тротуар, согласно пункту 1.2 ПДД, - это элемент дороги. Согласно пункту 1,1 ПДД Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им. Раздел 12 ПДД устанавливает полный перечень требований к остановке и стоянке транспортных средств, а также содержит запреты на них при определенных условиях. Согласно этому разделу, если нет никаких других указаний, обозначенных знаками, дополнительными табличками или разметкой, ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Если водитель поставил машину на газоне, это нарушает данное требование Правил. Формально, за это его можно привлечь к ответственности по части 1 статьи 12.19 КоАП, то есть наложить штраф 500 рублей, утверждает Лев Воропаев. Таким образом отделить газон от дороги и выделить для него другой порядок нормативного регулирования не получается.

Мнение

Сергей Смирнов, юрист:

С точки зрения закона эта инициатива законодателей не имеет никакого смысла. Прописывать в статье, устанавливающей ответственность за нарушения правил стоянки и остановки, отдельное пояснение, что речь идет именно о нарушениях ПДД, это масло масленое. Желание наказывать водителей за парковку на газонах, детских и спортивных площадках понятно и объяснимо. Вот только чтобы наказание было в рамках закона, необходимо все эти случаи прописывать в Правилах дорожного движения. А наказывать водителей, нарушивших такие правила будет возможно как раз в соответствии с действующим Кодексом об административных правонарушениях. Применение региональных законов в таких случаях будет незаконным, несмотря на предложенную правку КоАП РФ.