Национальных премьер в этом году пять. Лидеры документального театра Европы - компания Rimini Protokoll - перенесут на русскую почву свой нашумевший проект "100% Город", где вместо актеров заняты местные жители. Их подбирают так, чтобы получить статистически верный "портрет". Первого участника находят организаторы, тот ищет следующего, и так далее - до ста. На сцене им предстоит высказаться о жизни и ее проблемах от лица всего города.
- Уже есть 20 человек - разных по возрасту, образованию, профессии и достатку. Студенты, преподаватели, инженеры, пенсионеры (в том числе работающая дама 77 лет), кассир и дизайнер, армянин и украинец… Пока самому младшему герою четыре года, старшему 81, - рассказал худрук фестиваля Михаил Бычков.
По такой концепции Rimini Protokoll ставили шоу в трех десятках городов по всему миру. Каждый раз действо было ярким и не похожим на предыдущие. "100% Воронеж" будет интересно сравнить с документальным спектаклем "День города" в Камерном театре, где монологи реальных горожан произносят профессиональные актеры.
"Настоящего Брехта" привезет на фестиваль театр "Берлинер ансамбль". Пьесу "Кавказский меловой круг" ставят довольно часто, россиянам, пожалуй, более всего знакома постановка Роберта Стуруа с музыкой Канчели (ее телеверсия доступна в Сети). Однако режиссер Михаэль Тальхаймер прочел текст совсем иначе, сделав акцент на жестокости войны, и отказался от декораций.
- Это образец настоящего немецкого театра - экспрессивный, очень страстный, громкий, не развлекательный - нелегкий для восприятия, - предупредил Бычков. - Впрочем, речь не только об ужасах, но и о силе человека, силе матери, способной на невероятные поступки. Возможно, Тальхаймер кого-то привлекает более сложными, изысканными смысловыми построениями. В этом спектакле все очень понятно, честно и сильно. Один из хитов программы!
Удивит публику "Фреска. Картина на стене" всемирно известного хореографа Анжелена Прельжокажа. В основе сюжета - китайская народная сказка. Постановщик соединил классическую балетную технику с элементами современного танца и восточной пластики. Судя по отзывам, разбирать эти "иероглифы" - увлекательное занятие. К слову, на фестивале покажут Playlist#1 - отрывки из десятка лучших балетов, созданных Прельжокажем за 20 лет для крупных театров разных стран. Он знает, как станцевать "Белоснежку", гражданскую войну в Югославии и даже Апокалипсис…
Открытием для русского зрителя станет и кукольный спектакль без слов "Встречные ветры" (Италия), чьи герои - старики, которые тоскуют о прошлом и вынуждены строить жизнь заново. "Играют" здесь копии марионеток, сделанных на Сардинии после Второй мировой: пять женщин и пять мужчин, все изранены войной.
Пятая премьера - "Семен" из болгарского Сливена - вошла в Платоновскую программу.
Тем, кто любит старую добрую русскую драматургию и при этом не боится свежего взгляда на нее, стоит посетить спектакль Дмитрия Крымова по полузабытой пьесе Островского. В "О-й. Поздняя любовь" Крымов, которого отличают оригинальные визуальные решения, обошелся без архаичных костюмов и декораций, а драму превратил в гротесковую трагикомедию.
- Получилась "черная" клоунада, которая, несмотря на свою экстравагантность, вызывает у зрителя настоящие слезы. Надеюсь, воронежцы понимают, что если на афише написано "Островский" - это не значит, что к нам приедет Малый театр. Почитайте прессу о спектакле, и вы узнаете, что здесь Островский очень необычный, - отметил Михаил Бычков. - Благодаря сотрудничеству с фестивалем "Золотая маска" мы сможем привезти в Воронеж и спектакль Крымова (он удостоился одноименной премии в 2016 году. - "РГ"), и "Макбет. Кино" Юрия Бутусова (тот получил спецприз "Золотой маски" в 2014-м. - "РГ").
Бутусов изменил композицию шекспировской пьесы, повинуясь логике сна. Время то растягивается, то сжимается. Публика на протяжении пяти часов (с тремя антрактами) сосредоточена не на формальных событиях, а на эмоциях и рефлексии героев. Настораживает? Главный российский шекспировед Алексей Бартошевич назвал работу Бутусова современнейшим спектаклем "о мире, одержимом бесконечным рэпом", о "яростной шизофрении" нашей повседневной жизни.
Восторженные отзывы собрал и первый после долгого перерыва российский спектакль Анатолия Васильева. "Старик и море" Хемингуэя он превратил в "поклон" к столетию легендарного режиссера Юрия Любимова. А на главную (и единственную) роль пригласил Аллу Демидову, которая была ведущей актрисой "Таганки" более 30 лет.
Поклонники "нового цирка", коих в Воронеже уже немало, с нетерпением ждут очередного шоу Даниэле Финци Паски. Два года назад на Платоновском показали его "Белое на белом", ранее, на "Театральном синдроме", - "Донку". Теперь привезут La Verita - акробатическую поэму, навеянную режиссеру… занавесом к балету "Безумный Тристан". Занавес в 1940-е расписал Сальвадор Дали. Копия этой работы используется в спектакле. Как обычно у Паски, история о любви рассказана с помощью эффектных трюков, пластических этюдов и нежного света.
Не менее известный фестивальной публике Антон Адасинский - актер, режиссер, основатель театра DEREVO - приедет с перформансом "Последний клоун на земле". В 2013-м Антон давал мастер-классы в воронежской академии искусств и чуть не набрал собственный курс, в 2014-м выступал на Платоновском фестивале с группой "АВИА" и установил на песке "Полночный баланс". В новой работе он призывает увековечить фигуру Клоуна и запретить жить без смеха.
С "театром хаоса", по определению одной из итальянских газет, познакомит публику эксцентричный Пиппо Дельбоно. Маститый европейский режиссер, он выйдет на сцену, чтобы рассказать "Июньские истории" о собственной жизни. "Грязь" табуированных тем и пафос борьбы со смертью в моноспектакле как бы снимаются благодаря юмору и доверительной интонации.
В этом году на фестивале не покажут ни одной "Фро". Зато представят воронежцам другие, не менее щемящие произведения их знаменитого земляка.
"Корову" сыграют молодые актеры из Санкт-Петербурга - третьекурсники РГИСИ (бывший ЛГИТМиК) под руководством молодых режиссеров, учениц мэтра Геннадия Тростянецкого. Жанр спектакля они определили как "игру в людей". Обещают показать, как герои открывают в себе "доселе им неведомые звездные миры"…
Рассказы "Семен", "Юшка", "Девушка Роза" и личные истории артистов соединила Ирина Астафьева в работе для Коми-Пермяцкого драмтеатра имени М. Горького. Зарисовка о мире людей, имеющих редкий дар любви, в репертуаре обозначена просто: "Андрей Платонов. Рассказы". Но в Воронеже с таким названием немудрено и затеряться. Видимо, поэтому в афише фестиваля спектакль озаглавлен по-детски и одновременно по-платоновски, чуть измененной фразой из "Сокровенного человека" - "Когда зима начнет подогреваться".
Публику ждет еще одно прочтение рассказа "Семен" - болгарский актер и режиссер Ивайло Гандев поставил по нему камерный моноспектакль, дополнив сюжет историей из "Осьмушки". Постановка идет в драмтеатре имени Стефана Кирова в городке Сливен, который является побратимом Воронежа. В Воронеже, правда, об этом почти никто не знает. Но для театралов это вряд ли будет помехой.
Закроет фестиваль новая пластическая работа Уэйна МакГрегора. Его эксперименты, связанные с наукой и высокими технологиями, с восторгом принимают в Старом и Новом Свете, а в родной Великобритании он и вовсе хореограф номер один. Как-то раз МакГрегор заказал полную расшифровку своего генома. Задумавшись над природным "кодом" и собственной судьбой, он обратился к мемуарам, порылся в документах… и выпустил шоу "Автобиография".
Музыкальную программу Платоновского фестиваля объявят в ближайшее время, следите за обновлениями сюжета "РГ". Продажи билетов начнутся 22 февраля.
Михаил Бычков, художественный руководитель Платоновского фестиваля:
- Наша задача - демонстрировать мировое искусство в его разнообразии. А задача зрителей - правильно сориентироваться в афише, выбрать то, что им по душе. Воронеж не бедный в плане театральной жизни город. Было бы странно, смешно тратить время и деньги, привозя сюда нечто подобное тому, что уже играется. Очень многие воронежцы любят Платоновский фестиваль именно за возможность открытия: что же нового он нам покажет, чем удивит?
Конечно, публика очень разная. Все ситуации непонимания, случавшиеся в прошлом, происходили от недостаточной осведомленности зрителя. И чаще всего в ответе за это была дирекция фестиваля. Мы извлекли уроки. Если четко указать, что спектакль идет на болгарском языке с субтитрами, не будет повода возмущаться, что актеры не выучили русский. Если поставить ограничение "18+" - люди подготовятся к соответствующему содержанию. На сайте фестиваля размещена подробная информация о спектаклях и их создателях. В кассах будут буклеты. Изучайте внимательно. Если современный хореографический язык вам не близок, а близки только балеты Петипа, то идти надо не на МакГрегора, а на "Корсар" (премьера балета недавно состоялась в Воронеже. - "РГ")!
Справка "РГ"
Международный Платоновский фестиваль проводится ежегодно в июне в Воронеже - на родине одного из крупнейших русских прозаиков ХХ века. Андрей Платонов (1899-1951) - автор романов "Чевенгур" и "Счастливая Москва", повестей "Котлован", "Ювенильное море" и "Епифанские шлюзы". Программа рассчитана на широкий круг ценителей музыки, театра, литературы и изобразительного искусства. В нее входят масштабная ярмарка некоммерческих издательств и, всегда 12 июня, парад уличных театров. Подробности - на www.platonovfest.com.