Окрестив сборную нашей страны странным набором слов "олимпийский атлет из России", МОК еще только будет решать, посылать ли приглашения на Игры 15 нашим олимпийцам из 28 полностью оправданных CAS. Но этот орган - высшая судебная спортивная инстанция, как раз и созданная по инициативе самого МОК. Кому же тогда он доверяет? Или выходит, что МОК грубо нарушает свои же правила.
И кому же тогда вера? Начнем с бывшего главы Всемирного антидопингового агентства Ричарда Паунда, канадца, дважды претендовавшего на титул президента МОК и оба раза проигравшего выборы именно в Москве: сначала в 1980-м испанцу Самаранчу, а затем в 2001-м бельгийцу Рогге. Свое русофобство Паунд не особенно скрывал. Когда в большой мировой политике наступил благоприятный для него момент, канадец постарался сделать все, чтобы вытолкнуть Россию из олимпийского движения.
Все началось именно с Паунда. И продолжается в том же антироссийском духе сегодня. Посмотрите, как оценил он решение CAS об оправдании 28 наших. Ссылаюсь на известный ресурс Inside The Games. По Паунду, неважно, что это члены международного суда. Ведь один из них, австриец, в момент присоединения Крыма к России выразил свое одобрение и согласился с решением крымчан.
Но ведь это же попахивает полнейшим абсурдом. Неужели членов CAS будут проверять на верность идеалам господина Паунда? Выходит, что так. А еще Паунд выступил со "страшной" угрозой: если России разрешат выйти на парад закрытия под своим флагом, то он, Паунд, эту церемонию проигнорирует. Вот уж действительно напугал.
Хотя даже Паунд выдавил из себя, что Родченков, похоже, мог перепутать некоторые факты. Ничего себе признание. Да, информатор ВАДА, постоянно меняющий свои показания, уже полностью ушел в немыслимые фантазии. Но почему в них вместе с человеком, выдачи которого требуют судебные органы, должны погружаться и мы, и МОК? По утверждению некоторых знатоков творчества экс-главы московской лаборатории, он и дома сочинял самые разнообразные опусы, поражавшие дичайшим содержанием и неправдоподобием. Однако в нужный момент, когда крики "ату этих русских, ату!" достигли пика, бредням было решено не только поверить, но и растиражировать их на всю планету. Что и было сделано.
Я не знал Родченкова, но, слушая его выступления на встречах с московской прессой, задумывался: ведь явно этот неординарный завлаб находится несколько не в себе, что ли. Живет явно в ином измерении. А уж о завышенной самооценке и говорить нечего. Можно ли назначать такого на ответственную должность? Тем более Родченков до этого уже обвинялся в серьезных нарушениях и ответственности избежал непонятно как. Назначение для меня оставалось загадкой. Нет ответа на естественный вопрос "кто и зачем?" и сейчас. Тут дело не в запоздалой раздаче заслуженных наказаний. Сегодня, да еще позавчера, стало ясно, что принесло такое вот кадровое решение российскому спорту. Похоже, в Штатах лимит доверия и интереса к перебежчику тоже исчерпан. Пытаясь удержаться на плаву в США, он выдумывает новые обвинения, в которые не в силах поверить даже те, кто очень хотел бы. Время обманщика и искусителя ушло. Неужто в этом не убедилась верхушка МОК?
То же самое можно твердо сказать и о третьем персонаже громкого спектакля, уверенной рукой поставленного. Немецкий журналист Хайо Зеппельт, автор ряда фильмов про допинговые "разоблачения", честное слово, здорово напоминает мне Родченкова. Такая вера в собственное величие, в непогрешимость. И умение создавать сценарии происходящего, никак не совпадающие с действительностью, не отражающие реальность. Повезло Зеппельту, не сошедшемуся даже с собственным национальным союзом спортивных журналистов и вынужденного его покинуть, в ином. Он попал с лично поставленными сюжетами в нужный час. Но по ходу того, как рассыпались обвинения, его однообразные фильмы резко теряли популярность. Процент их смотрящих уменьшается с небывалой скоростью. Скоро в зрителях останутся лишь Паунд с Родченковым. Но фильмы были показаны, международные спортивные организации их словно ждали и на них с показательным послушанием прореагировали.
Так что урон нашему спорту нанесен огромный. Посмотрите, как пострадала легкая атлетика, отстраненная от Олимпиады-2016. На сколько лет она отброшена назад. Потому и непонятны мне сетования родных соотечественников, призывавших не ехать на Олимпийские игры. Неужели вы это всерьез? Да вся цель наших врагов и заключалась в том, чтобы мы бойкотировали, пропустили, сорвались, не поехали… Что бы это дало? Мы бы не смогли тогда участвовать ни в летних ОИ-2020 в Токио, ни в зимних Играх-2022 в Пекине. Это же потеря нескольких поколений спортсменов. Поймите, дело не только в 169 гладиаторах, отправляющихся в Пхенчхан. Не ради них одних боремся мы за свое оправдание. На кону судьба всего российского спорта. Пропадут с горизонта олимпийские вершины, к которым надо стремиться, исчезнет тяга к спорту. Уменьшится его финансирование. Да, хороши и комплекс ГТО, и бег трусцой. Кто ж спорит. Только много ли людей будут выходить на пробежки по этому замкнутому кругу? Ведь мы живем, существуем, боремся, чтобы быть быстрее, выше, сильнее. Да, это олимпийский девиз, принятый еще в 1913 году тогдашним МОК под президентством великого Пьера де Кубертена. Почему мы должны отказываться от этого лозунга, если сейчас большим международным спортом руководят совсем другие люди?
Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации ФС РФ:
- Любая демократическая система предполагает наличие независимой судебной системы. Ну и, конечно, если любая структура хочет считаться демократической, то она должна неукоснительно исполнять решения независимых судебных органов.
Конечно, можно рассуждать о необходимости реформирования КАС, особенно после того, как МОК не устроило его решение (по российским олимпийцам. - Ред.). Но тогда совершенно естественно подумать и о реформировании ВАДА - да и самого МОК. В частности, за неспособность действовать в рамках демократических процедур. Ведь это - явный признак вырождения первоначального смысла олимпийского движения, олимпийского духа этих международных организаций. Есть ведь еще одна, на мой взгляд, серьезнейшая проблема - они коммерциализировали международный спорт, олимпийское движение. В определенном смысле, я бы сказала, превратили их уже в бизнес, поставили во главу угла не спортсменов, а получение прибыли. Разве это правильно? Может, стоит заглянуть в олимпийскую хартию? Я обязательно буду обсуждать этот вопрос с коллегами - руководителями парламентов других стран - и на международных парламентских площадках.
Что касается решения КАС по российским спортсменам. Мы не знаем этих людей в спортивном арбитражном суде, но я считаю, что мы должны быть благодарны за то, что, несмотря на жесткое давление, они нашли в себе мужество руководствоваться в своем решении объективными данными и принципами олимпийского движения.
Я абсолютно уверена, что принципы олимпийского движения, заложенные Пьером де Кубертеном, живы, в конечном счете, обязательно победят.