Заявлено, что наша "сушка" была поражена на высоте около 4000 метров, то есть достать его могла только ракета. Но вот какая?
Создатели Су-25 уверены: ракета, выпущенная из переносного зенитно-ракетного комплекса, не могла повредить сразу два двигателя.
Главным конструктором Су-25 являлся бывший командир танка Т-34, один из самых блестящих авиаконструкторов XX века, Олег Сергеевич Самойлович. Опыт войны однозначно говорил, что штурмовик, как правило, работающий на предельно малых высотах, должен быть защищен броней. И Су-25 действительно стал летающим танком, унаследовав это сравнение от Ил-2.
Су-25, или как его ласково называют "Грач", является самым высокозащищенным самолетом в мире - на его борту более тонны брони, в том числе, титановой. Особое внимание уделено защите критически важных узлов и элементов - кабины пилота и топливной системы. Летчик защищен от обстрела из любого ствольного оружия калибром до 12,7 мм, а по наиболее опасным направлениям - калибром до 30 мм. В Афганистане штурмовик показал удивительную живучесть. Был описан случай, когда на базу вернулся Су-25 со 150 пробоинами. Как считают эксперты, ни один из существующих реактивных боевых самолетов не в состоянии летать с таким количеством попаданий.
Штурмовик обладает и такой особенностью: попадание ракеты ПЗРК в один из двигателей не должно приводить к остановке другого. Во время стендовых испытаний в сопло одного двигателя закладывали боеголовку "Стингера", запускали два двигателя, и взрывали "Стингер". Один двигатель в клочья, а второй продолжал работать на полную мощность. Кстати, система пожаротушения на Су-25 такова, что при любом поражении топливные баки не загорятся и не взорвутся.
Роман Филипов, как известно, доложил, что в него попали, один двигатель остановился, и почти сразу - остановился второй. А вот это очень маловероятно.
Руководитель научно-производственного концерна "Штурмовики Сухого" Владимир Петрович Бабак, в разговоре с корреспондентом "Российской газеты" высказал предположение, что разрушить один двигатель и вывести из строя второй могла только ракета с более мощной боевой частью, чем те, что используются даже в самых современных ПЗРК.
Такие ракеты - не переносные, а базирующиеся на колесных шасси, есть на вооружении стран, поддерживающих те силы, которые продолжают воевать против Дамаска. Вполне возможно, через спецслужбы, контролирующие боевиков-исламистов, им был передан такой комплекс именно для того, чтобы они начали сбивать российские самолеты.
Впрочем, окончательно определить, каким именно оружием в сирийской провинции Идлиб был сбит Су-25СМ можно лишь изучив поврежденный двигатель. А вот это сделать будет непросто. Скорее всего, останки штурмовика постараются полностью уничтожить.