издается с 1879Купить журнал

"Как такой убогий с виду инструмент может давать столько звуков". Кто создал современную балалайку

26 марта 2018

Создатель оркестра балалаечников Василий Андреев в конце XIX века обратил внимание на русские народные инструменты и занялся их совершенствованием и популяризацией.

Вот, как описывал свою первую встречу с балалайкой сам Андреев:

"...Был тихий июньский вечер. Я сидел на террасе своего деревянного дома и наслаждался тишиной деревенского вечера... Совершенно неожиданно я услыхал дотоле еще неведомые для меня звуки... Игрок наигрывал плясовую песню вначале довольно медленным темпом, а потом все быстрее и быстрее. Звуки разгорались все ярче, мелодия лилась, полная ритма, неудержимо подталкивая к пляске... Я сорвался с места и подбежал к флигелю, откуда неслись звуки; передо мной на ступеньках крыльца сидел крестьянин и играл... на балалайке!.. Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приема игры на балалайке и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент, только с тремя струнами, может давать столько звуков!.. Присмотревшись внимательно, как играл Антип (имя работника), я попросил его тут же показать некоторые приемы игры"1.

Андреев начал учиться играть на балалайке и внес в ее конструкцию ряд изменений, расширяющих ее возможности. Первую балалайку по чертежам Андреева изготовил скрипичный мастер. Работа эта оказалась непростой. Вот что писал Андреев:

"Когда в 1880-х годах я обратился впервые к инструментальному мастеру, очень талантливому, известному особой выделкой смычков и починкой старинных инструментов, с просьбой сделать по моим указаниям из лучших сортов дерева балалайку, то вначале он принял мое предложение за шутку; когда же я уверил его, что говорю совершенно серьезно, он так обиделся, что перестал со мной разговаривать, вышел в другую комнату, оставив меня одного. Я был очень смущен, но тем не менее решил настаивать на своем; в конце концов мне удалось убедить его не словами, делом... Я принес ему простую деревенскую балалайку, стоившую 35 копеек, на которой в то время играл сам, сделанную из простой ели, с навязанными ладами, и сыграл ему на ней несколько песен. Моя игра его настолько удивила, что-он согласился сделать мне балалайку с тем, чтобы я дал ему слово никому и никогда о том не рассказывать, так как такая работа для него унизительна и может серьезно повредить его репутации. Я долгими часами просиживал у него, следя за работой... и неоднократно был свидетелем, как при каждом звонке он быстро вскакивал и накрывал верстак тут же лежащим наготове платком, чтобы кто-нибудь из его заказчиков или посторонних не увидел лежащей на верстаке балалайки..."

Первый же концерт Андреевского "Клуба любителей игры на балалайке", состоявшийся в марте 1888 года, имел большой успех. С него началось триумфальное шествие Андреевского Оркестра русских народных инструментов по Европе и США.


Василий Песков: И если уж все вспоминать, то надо вспомнить и балалайку...

Василий Михайлович Песков

Легендарный советский и российский журналист Василий Песков однажды тоже сам сделал балалайку. Было ему в ту пору 15 лет. "Родина" публикует отрывок из воспоминаний Василия Михайловича Пескова2:

Апрель, 1945 год. На просохшей проталине около дома маленький хоровод. Не хоровод даже, а так - собрались ребятня, три старухи сидят на завалинке, пришедший с фронта без ноги парень, ну и, конечно, девушки, ровесницы тех ребят, что ушли воевать. Веселья не было. Грызли семечки. "Под сухую" пели частушки. ("Под сухую" - это значит без музыки: не было ни гармошки, ни балалайки.)

- Господи, неужели нельзя добыть какую-нибудь завалящую балалайку! Ребятишки, ну отняли бы у болдиновских...

Скажи это другой кто-нибудь, я бы слова мимо ушей пропустил. Но это сказала она...

После войны я встретил ее случайно в Воронеже. Поздоровались, поговорили о новостях, вспомнили, кого знали. Она сказала:

- А я вас по телевизору видела. Шумлю своим: это же наш, орловский...

- А помнишь, - говорю, - балалайку?

Нет, она не помнила....

Тогда, весной, мне вдруг страшно захотелось добыть для неё балалайку. Ну хоть из-под земли, хоть украсть, хоть в самом деле отнять у болдиновских. Я выбрал самый тернистый путь: решил сделать.

Опустим недельную муку необычной работы... Однажды вечером я пришел к хороводу, робко держа за спиной балалайку. Мое творение сработано было из старой фанеры, на струны пошли стальные жилки из проводов, лады на ручке были из медной проволоки. Краски, кроме как акварельной, я не нашел. А, в общем, все было как надо. Да иначе и быть не могло - так много стараний и какого-то незнакомого прежде чувства вложил мальчишка в эту работу. Сам я играть не умел и передал балалайку сидевшему на скамейке инвалиду-фронтовику. Тот оглядел "инструмент", побренчал для пробы, подтянул струны. И чудо-юдо - балалайка моя заиграла. Заиграла!

Первой в круг с озорною частушкой вырвалась о н а. И пошла пляска под балалайку.

- Ты сделал!

Я не успел опомниться, как она, разгоряченная пляской, схватила мою голову двумя руками и звучно при всех поцеловала. Это был щедрый, ни к чему не обязывающий поцелуй взрослого человека - награда мальчишке.

А мальчишке было тогда пятнадцать. Мальчишка, не помня себя, выбрался из толпы и побежал к речке. Там он стоял, прислонившись горячей щекой к стволу ивы, и не понимал, что с ним происходит. Теперь-то ясно: у той самой ивы кончилось детство. Детство... Оно все-таки было у нас, мальчишек военных лет. Оглядываясь назад, я вижу под хмурым небом этот светлый ручеек жизни - детство. И наклоняюсь к нему напиться.

Василий Песков


5 фактов о балалайке

 


1. Коннов А.П., Преображенский Г.Н. Оркестр имени В.В. Андреева. - Л.: Музыка, 1987.2. Василий Песков. "Поле жизни" Российская газета - Неделя", 6 апреля 2007 г. № 4334