"Большой злой лис и другие сказки": французская культура от А до Я

Франко-бельгийская школа анимации продолжает радовать своими работами: при поддержке студий из этих стран удалось претворить в жизнь блестящие замыслы Томма Мура ("Тайну Келлс" и "Песнь моря"), Реми Шайе недавно создал трогательную работу "На крыше мира" ("Долгий путь на Север"), сияющую любовью к нашей стране и ее культуре, а Жан-Франсуа Лагиони сумел рассказать пронзительную историю "Луиза зимой" о пожилой женщине, опоздавшей на автобус и в одиночестве оставшейся в пустынной курортной бретонской деревушке на долгую зиму. На очереди - замечательное, остроумное творение "Большой злой лис и другие сказки" (Le grand méchant Renard et autres contes...) Патрика Имбера и Бенжамина Реннера, ранее приложивших свой талант к мультипликационному воплощению "Эрнеста и Селестины".

Что приятно выделяет "Большого злого лиса" из череды анимационной продукции, щедро вываливающейся на головы российских зрителей (преимущественно из студий, расположенных по другую сторону Атлантики), так это отсутствие привычных штампов, пошлых шуточек и "глянцевой" компьютерной анимации. В какой-то степени это произведение можно считать идеальным введением для детей в традиционную массовую французскую культуру: здесь есть место сиропной сентиментальности, уморительным экивокам в сторону Пятой республики (без них, сделанных совершенно серьезно, не обходится, за редким исключением, ни один фильм, снятый на пространстве Шестиугольника), а также традиционным бесконечным препирательствам с последующей неразберихой (за что до сих пор многие так любят французские комедии с Луи де Фюнесом).

Строго говоря, мультфильм представляет собой некое театрализованное представление из трех частей: "Ребенок с доставкой на дом", "Большой злой лис" и "Как спасти Рождество". Все они сохраняют особенности нарратива, свойственного традиционным сказкам, но при этом достаточно умело дополнены современными атрибутами. Несмотря на то, что некоторые герои отчаянно проказничают и ведут себя попросту опасно и для себя, и для окружающих, не только добро, но и здравый смысл всегда побеждают.

Поросенок в "Ребенке с доставкой на дом" не может смириться с тем, что ошибка аиста с адресом сделает оброненную им по пути малышку сиротой. Путем проб и ошибок, с пониманием, что бегство не трусливо тогда, когда сопротивление абсолютно безрассудно, а также при неукоснительном следовании знаменитой мушкетерской заповеди, зверушки делают возможным воссоединение человеческой семьи.

Абсолютно бесподобной вышла вторая часть, давшая название всему сборнику: обозленный голодный серый волк вместе с не очень хитрым и крайне легковерным лисом хотят наконец-то нормально поесть. Так как к его проникновению в близлежащей деревне подготовились, черную работу по выкрадыванию куриных яиц приходится выполнять лису за туманную перспективу: волк - предположительно - поделится с ним птенцами, когда они подрастут и нагуляют жирок. План удается, но с того момента, как птенчики вылупляются из яиц, все идет наперекосяк.

В занимательной манере создатели мультфильма показывают, насколько организаторы кражи были недальновидны - по прошествии времени они все становятся заложниками ситуации. Лис ощущает, что он в ответе за тех, кого приручил. Однако вынужденная ложь и двойственность положения приводит не только к проблемам во взаимоотношениях с подрастающим потомством, но и к сложностям с их самоидентификацией, а они неожиданно раскрываются со  всей неумолимой силой в коллективе. Деревня представляет собой карикатуризированное общество в миниатюре: там есть неполные семьи с раздельным режимом проживания детей, неэффективные и коррумпированные местные власти (ленивый пес с косточкой и чашкой чая), рассерженные обыватели (безутешная мама-курица), разумные гражданские инициативы (создание клуба по защите от проникновений), а также система школьного обучения включающая навыки по выживанию, самообороне и "лисоволкопросвету". Эта часть, как представляется, будет особо мила взрослым, которые не смогут не увидеть в этом актуальную повестку дня, будь то мультикультурализм, методики раннего развития или другие модные ныне явления. Но и дети смогут сделать главный вывод - любые действия рождают последствия, и вот о них хорошо бы подумать заранее.

"Как спасти Рождество" в очередной раз доказывает правильность пословицы про то, что будет, если пустить дурака Богу молиться. Балбесы-приятели поросенка из первой истории случайно испортили пластикового Деда мороза, устрашились того, что наделали, подумав, что убили самого воплотителя новогодних желаний всех детей, и решили отправиться в город, чтобы загладить свою вину. Финальный итог перипетий, естественно, не обходится без волшебства, на радость всем участникам.

Остается надеяться, что данная работа окажется по душе как маленьким так и взрослым, ведь вера в лучшее и наличие пусть даже сказочного, но сюжетно правдоподобного и более того - желаемого - доказательства того, что добро в силах победить зло, так важно в наше время.

Конечно, родители и дети будут считывать разные пласты повествования, но в эмоциональном плане эти переживания неизбежно объединятся, и просмотр оставит теплые воспоминания у обеих сторон. И, возможно, подвигнет детей в будущем на прочтение "Романа о лисе", которому данная работа, несомненно, наследует.

4.5