08.04.2018 16:29
    Поделиться

    Авария сухогруза в Стамбуле возродила споры о создании канала Босфор-2

    Сухогруз Vitaspirit длиной 225 метров под мальтийским флагом, врезавшийся в историческое здание 19 века на Босфоре, отбуксирован на рейд в Мраморное море, где оставлен до выяснения всех обстоятельств. Это показывает онлайн-карта сайта по отслеживанию местоположения судов Marinetraffic.com.

    Между тем, новая авария на Босфоре привела к горячим обсуждениям в турецких соцсетях касательно строительства второго канала (Босфор-2), который смог бы разгрузить морской трафик. В пользу сооружения второго канала говорит то, что проходящий через центр Стамбула Босфор с каждым годом принимает все больше крупнотоннажных судов, в том числе с опасными грузами. Каждый год через довольно узкий S-образный пролив с меняющимися течениями следуют более 56 тысяч судов, в том числе 10 тысяч нефтеналивных, что является постоянным источником беспокойства для населения и властей мегаполиса.

    Тем более что прецеденты были. Начиная с 1953 года на Босфоре произошло около 500 аварий. Наиболее заметными стали столкновение румынского танкера и греческого сухогруза в ноябре 1979 года. Тогда в результате взрыва погибли 42 члена экипажа танкера. А в 2003 году танкер под грузинским флагом сел на мель, что привело к разливу 480 тонн нефти.

    Владельцы особняков, стоящих на Босфоре, знают много историй, когда семейный обед прерывался: это вламывался в столовую нос "заблудившегося" корабля. В книге "Стамбул. Город воспоминаний" турецкого писателя Орхана Памука описано, как нечто подобное произошло при участии советского теплохода в 1963 году.

    Ранее "РГ" уже писала о планах по сооружению "Босфора-2". Канал пройдет к западу от Босфора, через европейскую часть Большого Стамбула. Начинаться в Мраморном море он будет примерно в районе нынешнего аэропорта Ататюрк. Создание канала предполагается приурочить к 100-летию Турецкой республики, которое будет отмечаться в 2023 году.

    Согласно проекту, "второй Босфор" должен быть длиной 45-50 километров, глубиной 25 метров, его средняя ширина - 150 метров. Такие размеры позволят проходить через него большим пассажирским лайнерам, танкерам и даже подводным лодкам. Для сравнения, Суэцкий канал сейчас имеет глубину порядка 20 метров и ширину до 350 метров. По берегам нового канала должны быть построены резиденции и частные дома.

    Идея построить дублер Босфора появилась давно. Изначально такой канал планировал еще султан Сулейман Великолепный, а великий турецкий архитектор Мимар Синан даже сделал проект. Затем Османская империя возвращалась к этой идее еще несколько раз, но дальше разработки плана в силу разных причин дело не шло.

    Напомним, сухогруз Vitaspirit, порт приписки Валетта, следовал 7 апреля из Египта на Украину транзитом через Босфор. На середине пролива рулевой по какой-то причине не справился с управлением (предположительно из-за проблемы с двигателями), и сухогруз врезался в особняк 19 века Хекимбаши Салих Эфенди на азиатском берегу Босфора, рядом со вторым мостом (мост султана Фатиха). К счастью, обошлось без жертв, но второй и третий этажи оказались разрушены. В особняке, использующемся как арт-пространство, часто проходят выставки и справляются свадьбы, так что инцидент мог бы обернуться трагедией.

    Поделиться