Но уже летом 42-го в его семью на Алтай постучалась похоронка: "Ваш муж красноармеец Откидач Андрей Иванович ... в бою за Социалистическую Родину … верный воинской присяге … был 12 июня 1942 года убит. Похоронен на кладбище Ямская слобода Орловской области".
Бумага казенная, с подписью и печатью. Пенсию по ней вдове назначили, а верить всему в ней написанному, как теперь понимаем, нельзя. Потому что останки бойца, погибшего и похороненного, согласно извещению, на сельском кладбище, нашли на поле боя только 73 года спустя.
"Он не дополз метров семь до немецкого дзота, - рассказали о своей находке парни из поисковой группы Новосильского района на Орловщине, когда туда по их сигналу приехали внуки погибшего бойца. - Так с гранатой на вытянутой руке его и откопали…"
Рядом и поодаль - еще несколько бойцов из 118-й стрелковой бригады. Имена семерых по найденным медальонам удалось установить. С воинскими почестями останки погибших на этот раз действительно захоронили - на мемориале в селе Вяжи того же Новосильского района.
Рассказав об этом, дочь погибшего Надежда Андреевна Пущина резонно спрашивает: "Как с вашей стороны наш отец и дедушка должен быть награжден? Это нужно потомкам, они будут гордиться…"
И как бы хотелось ответить: "Дорогая Надежда Андреевна! Мы нашли и наградной лист, и приказ…"
Но - увы.
Редко кто из погибших, тем более в первый год войны, был удостоен хотя бы медали, пусть даже посмертной. Однофамильцев даже с такой редкой фамилией обнаружилось много. Есть и награжденные. Но больше тех, кто погиб, умер от ран или пропал без вести.
Среди них и два донесения на человека, которого искали. Только записан Андрей Иванович Откидач в одном случае под фамилией Откидых, в другом - Откидов. Все остальное - год и место рождения, военкомат призыва и дата гибели - сходится.
Вслед за нами на общедоступном интернет-портале "Память народа" эти архивные документы могут найти внуки и правнуки бойца. А тут, как видно из письма и приложенных материалов, есть чему порадоваться: у погибшего красноармейца было семеро детей, родились девять внуков и как минимум восемнадцать правнуков.
***
В конверте из Ейска, это Краснодарский край, короткая история от первого лица и справка о ранении. Полторы страницы аккуратным почерком - от Григория Дмитриевича Трубачева, который родился в 1926 году, в армию призван весной 44-го, в Моздоке прошел курс молодого бойца, оттуда - уже на фронт, в полковую разведку 41-го гвардейского полка 14-й гвардейской стрелковой дивизии.
Случай на Сандомирском плацдарме, о котором лаконично, с деталями, поведал 90-летний человек, побудил нас рассказать о нем в газете. Однажды ночью в поисках "языка" их разведгруппа во главе со старшиной подобралась к зданию, где, по словам местного жителя, мог находиться немецкий штаб. Или - квартировал кто-то из больших начальников. Перебрались через высокий забор и постучали в запертую дверь. Тишина. Снова постучали - уже заметно громче…
"И вдруг во дворе завелся автомобиль, с ревом обогнул здание и умчался, - вспоминает с досадой бывший разведчик. - Мы, уже не церемонясь, взломали парадную дверь, но за ней - никого. Только генеральский мундир на вешалке. С наградой. По словам старшины, это был орден с Дубовыми листьями.
Забрали с собой и мундир, и какие-то бумаги, доставили в штаб полка. Без "языка", но все-таки…"
За документы разведчиков похвалили, а начальник штаба пообещал: представим к награде.
"Вот и думаю: чем черт не шутит, пока господь Бог спит, - иронизирует Григорий Дмитриевич. - Может, вправду наградили, а я не знаю? Вскоре после того случая я был ранен…"
Осколок снаряда поразил левый глаз, два месяца Григорий Трубачев провел в медсанбате и госпиталях. А после, когда уволили в запас с вердиктом "годен к нестроевой", по поводу награды никуда не обращался. Обратились мы сейчас. И что вы думаете?! Обрадованные неожиданной находкой, уже хотели было порадовать и героя-фронтовика, но, копнув чуть глубже найденные документы, поняли: ТРУБАЧЕВ Г.Д. 1926 года рождения, гвардии рядовой, награжденный орденом Славы III степени приказом от 6 февраля 1945 года, - это ДРУГОЙ человек.
Да, ровесник и почти полный тезка - Трубачев Георгий Дмитриевич. Служил в таком же гвардейском полку и отличился в бою примерно в то же самое время. Но человек другой, и заслуженная награда принадлежит ему.
А Григорию Дмитриевичу Трубачеву, инвалиду войны и нашему преданному читателю, мы, несмотря ни на что, хотим пожелать здоровья и рекордного долголетия.
В наших глазах вы уже герой.
"Узнай, за что твой дед не получил медаль!" - обратились мы к читателям "Российской газеты" и пользователям нашего сайта три года назад. И тогда же открыли поисковый проект "Звезды Победы". Сейчас в нем сведения о 65 843 неврученных наградах. Нашими подсказками и практическими рекомендациями воспользовались тысячи россиян. В сотни семей к детям фронтовиков (а с прошлого года - и к внукам) пришли и продолжают приходить удостоверения к отцовским орденам и дедовым медалям.
Есть и более дорогой результат. Спустя 70 лет после войны общими усилиями сотрудников военных комиссариатов, Центрального архива и Главного управления кадров Минобороны России при поддержке читателей и журналистов "Российской газеты" и "Российской газеты - Неделя" удалось найти среди участников Великой Отечественной войны 28 живых фронтовиков, которым не были вручены полагающиеся награды. И теперь в 27 случаях эта несправедливость исправлена: 30 боевых орденов и медалей переданы их законным обладателям.
С вашей помощью, уважаемые читатели, мы надеемся открыть имена новых героев-фронтовиков. И желаем здоровья тем из них, кто по сей день с нами.