Под сенью "Чайки"

Что привело Григория Рапоту на дачу Витольда Бялыницкого-Бирули?
Живописные берега озера Удомля в эти дни принимают гостей: здесь проходит экспертно-медийный тур для специалистов музейного дела и журналистов России и Беларуси, организованный Постоянным Комитетом Союзного государства. Тверскую область с рабочей поездкой посетил во вторник и Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота.

Российско-белорусская делегация побывала в одном из красивейших исторических мест - на знаменитой даче "Чайка", некогда принадлежавшей художнику Витольду Бялыницкому-Бируле, творчество которого связывает два наших братских народа неразрывной нитью.

Уроженец Могилевщины, Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля больше 40 лет прожил в окрестностях Удомли, здесь написаны десятки его картин. Сама усадьба, построенная художником в 1913 году, была центром притяжения для выдающихся мастеров искусства: на даче "Чайка" гостили живописцы Константин Коровин, Игорь Грабарь и Николай Богданов-Бельский, часто бывали актеры МХАТа, такие, как Борис Мордвинов, в этих комнатах пел для своих друзей Федор Шаляпин. Именно здесь написана картина Исаака Левитана "Над вечным покоем" - полкилометра по сельской дороге, и можно своими глазами увидеть вдохновивший пейзажиста вид. В этих же краях, в восьми километрах от усадьбы, была написана Левитаном знаменитая "Золотая осень".

Бялыницкий-Бируля был страстным охотником, еще и поэтому так приглянулись ему окрестности Удомли. Впрочем, две страсти сосуществовали вполне мирно: когда художник с женой Ольгой перебирались в "Чайку", за ним следовали две подводы - одна с предметами, необходимыми для занятий живописью, другая - с охотничьим снаряжением. Палитры и шкуры животных и сейчас мирно соседствуют в интерьерах музея, как это было при жизни живописца.

Григорий Рапота поделился собственными впечатлениями от посещения дачи "Чайка":

- Роскошная усадьба! Во-первых, она очень хорошо реставрирована, восстановлена в своем первозданном виде.

По крайней мере, внешне, потому что внутреннее убранство хранится в музее Бялыницкого-Бирули в Могилеве - в свое время передача предметов из разрушающейся усадьбы в буквальном смысле спасла те ценности, которые здесь были.

Госсекретарь обратил внимание не только на особенную атмосферу, созданную в музее-усадьбе, но и на природные красоты Удомельского края, вдохновляющие художников уже второй век подряд. Сюда и сегодня наведываются мастера кисти: проходят международные пленэры в окрестностях Удомли и на родине Бялыницкого-Бирули - в местечке Белыничи в Могилевской области.

Гости из музея Бялыницкого-Бирули в Могилеве и художественного музея в Белыничах, носящего имя живописца, привезли необычный подарок - саженцы сирени из его родного маентка Крынки, которые были торжественно посажены в усадебном парке. Витольд Каэтанович, по свидетельствам, любил сирень исключительно светлых оттенков. Сейчас белорусские селекционеры специально выводят сорт цветущего кустарника, который будет сертифицирован и назван в честь художника - и также высажен на его малой родине и в удомельской усадьбе.

Историю названия усадьбы рассказала заведующая музеем Елена Тимакова, внучатая племянница Витольда Бялыницкого-Бирули. Дом носил имя "Белая чайка" и из-за летящих контуров, и потому что стены были окрашены в светлые тона.

Григорий Рапота отметил туристический потенциал дачи, а также анонсировал встречу между сотрудниками музеев России и Беларуси, которая должна пройти в усадьбе Репина "Здравнево" под Витебском в июле:

- Мы сегодня обсуждали сценарий нашей встречи в Здравнево. Наверное, мы там соберем музейщиков, которые работают с историческими документами художников. Это будет встреча заинтересованных людей, которым есть, что сказать друг другу. А усадьба Репина под своей сенью приютит всех нас. В прошлом году представители дачи "Чайка" и других российских музеев были в Здравнево, так что родственные связи уже установлены, и я могу это только приветствовать, радоваться за них и содействовать тому, чтобы эти связи развивались.

Досье "СОЮЗа"

Дача была покрыта дранкой, покрашена в светлый цвет. В 1920-е годы многочисленные гости, посещавшие усадьбу, стали говорить просто "поехали на Чайки", а потом за ней так и закрепилось упрощенное имя - дача "Чайка". Здесь также работали открывшиеся Первые свободные художественные мастерские, где преподавали детям арифметику, чистописание, русский язык, живопись, композицию. До 2015 года здание находилось в плохом состоянии, а сегодня дом живет: если когда-то сюда приезжали в лучшем случае 20 человек в месяц, то сейчас - 600-700 гостей. 

Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.