18.04.2018 17:02
    Поделиться

    В Крыму сократилось количество отказов при регистрации собственности

    В этом году в Крыму сокращается количество отказов при регистрации собственности
    Треть крымчан, оформляющих в последние несколько лет право собственности на недвижимость, столкнулись с приостановками, а еще около 20 процентов - с отказами. С чем это связано и как избежать сложностей при подаче документов, корреспондент "РГ" выяснил в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру РК.

    На ошибках учатся

    Истории многих крымчан типичны: пришли регистрировать собственность, и выяснилось, что в ранее оформленных бумагах содержатся ошибки, а некоторые необходимые документы отсутствуют. Читатели "РГ" рассказывают, что порой Госкомрегистр просит предоставить документ одной формы, а архив, нотариус или какое-то ведомство выдает другую. Приходится искать компромисс.

    Жительница Симферополя Елена регистрировала право собственности на квартиру в многоквартирном доме, строительство которого началось еще во времена СССР. Но дом сдали в эксплуатацию только после присоединения Крыма к России.

    - Мы с соседями, имея на руках одинаковый "пакет документов", отправились в Госкомрегистр, - рассказывает Елена. - Одни получили право собственности без проблем. А других регистраторы послали за уточняющими справками, которые, как выяснилось позже, в архивах не сохранились. Но дело не только в этом. Возник вопрос, почему разные регистраторы просили различные дополнительные документы.

    В Госкомрегистре пояснили, что законом на регистратора возлагается персональная ответственность, вплоть до уголовной и, естественно, специалист должен проверить достоверность сведений, указанных в поданных документах. За минувшие годы правоохранительные, следственные и судебные органы не квалифицировали действия ни одного сотрудника как вымогательство или иное корыстное преступление, подчеркивает глава Госкомрегистра РК Александр Спиридонов. - Для выработки единой правоприменительной практики мы обсуждаем проблемные вопросы и сообща разбираем системные ошибки, - рассказал Спиридонов.

    - Госкомрегистр регулярно готовит рекомендации для регистраторов, как они должны применять нормативно-правовые акты. Кроме того, проводим семинары, тестирование на знание законов, служебные проверки.

    Документ - таблетка от склероза

    Спиридонов говорит, что многие проблемы имеют крымскую специфику. Не надо забывать, что республика - молодой субъект РФ. Люди массово получают вместо украинских документов российские. За последние три года количество заявлений крымчан увеличилось в два раза - с 290,3 тысячи в 2015-м до 595,3 в 2017-м году. А при перерегистрации ранее возникших прав процедура усложняется. В частности, необходимо проверить подлинность представленных заявителем документов, наличие в них ошибок.

    - В 2014 году Крым, отключенный от украинского единого реестра, находился в тяжелых условиях работы с децентрализованным архивом основных правоустанавливающих документов на недвижимость, - рассказывает одну из историй Спиридонов. - И вот в такой ситуации приходит к нам бабушка и говорит: "Сыночек, что ж вы документы на мою квартиру не выдаете?". Отвечаю: "Так вы ж ее продали в 2007 году, нам ответ из БТИ пришел". А она вздыхает: "Забыла". Я привел этот пример для того, чтобы было понятно: при оформлении документов на ранее зарегистрированное имущество приходится проводить мини-расследование, в ручном режиме рассылать массу запросов, ждать ответов.

    Крымчане часто сталкиваются с проблемами, берущими свое начало в украинский период. И речь не только об орфографических ошибках в фамилиях, но и о ситуациях, связанных с восстановлением исторических названий, наименований улиц, например, в местах компактного проживания крымских татар.

    - Приведу еще одну обобщающую иллюстрацию, - продолжает глава Госкомрегистра РК. - Во время выделения земельного участка улица называлась Садовая, а потом была переименована в улицу Амет-Хана Султана. То есть сейчас в федеральной информационной адресной системе новые данные, а в документах - прежние. Людям, чтобы зарегистрировать дом, приходится искать в архивах сельсоветов соответствующие документы - решения сессий или исполкомов. Но не во всех учреждениях они сохранились. Мы фиксируем много ошибок, допущенных в правоустанавливающих, технических документах на недвижимость, оформленную в украинский период. Также трудности возникают из-за неоформленных до вступления Крыма в состав РФ перепланировок и реконструкций.

    Основные причины отказа в регистрации права собственности - отсутствие документов у заявителя или в других ведомствах, а также несоответствие формы и содержания документов требованиям российского законодательства. К технологическим проблемам относится наложение границ участков и внесение в минувшие годы сотрудниками БТИ сведений о самовольных строениях в материалы инвентарных дел.

    Именно с этим связано приостановление регистрации, с которым столкнулась треть заявителей. Справедливости ради следует сказать, что более 80 процентов людей после донесения необходимых документов зарегистрировали недвижимость.

    Суд в помощь

    В комитете советуют людям, столкнувшимся с подобными проблемами, восстановить утерянные документы. Если было решение местной администрации, обратиться в архив. Если бумаги оформлял или удостоверял нотариус - к нему. В случае, когда их восстановить не удается, доказать свое право собственности можно лишь в судебном порядке. С 2014 года 7,2 тысячи граждан обратились в суд по этому вопросу.

    Динамика нынешнего года свидетельствует о том, что существенно сокращается количество приостановлений (до 21 процента) и отказов (до семи процентов). И это несмотря на то, что заявлений на регистрацию было подано в полтора раза больше, чем в аналогичный период прошлого года.

    В Госкомрегистре говорят, что проблемы с подачей документов уходят в прошлое. В обращениях граждан акцент сместился с жалоб на просьбы разъяснить, что надо делать в той или иной ситуации. Доля приостановок и отказов ощутимо снизится в процессе внедрения Росреестром новых программ и технологий, перехода на электронный документооборот всех федеральных, республиканских и муниципальных ведомств, подытожили в комитете.

    Поделиться