Хозяева "Славянского базара" знакомят гостей со своей малой родиной
Открытый турнир национальных танцев и праздник-конкурс народного традиционного костюма предложили зрителям XXVII фестиваля искусств "Славянский базар в Витебске" уникальное собрание аутентичных фольклорных элементов региона, передает БЕЛТА.
Подкупает чародейство не только своими костюмами. Ведь исполняют мастера танцев не вальс и квикстеп, а куда более романтические по названиям туры: "Каханачка", "Ночка", "Субота", "Кракавяк", "Падыспань" и другие.
Участники фольклорных коллективов региона собирают и бережно сохраняют, передавая новым поколениям, движения танца, которые отличают их малую родину. "Как же тогда судить?" - может упрекнуть организаторов неискушенный ценитель карнавала. Для этого в жюри и вошли эксперты народного творчества, которые выставляют оценки со знанием дела.
На турнире демонстрируется более десятка танцев, однако многие остались за кадром, поскольку знают их только носители местной культуры. Например, визитной карточкой Россонского района считается танец "Джанджоха". Как рассказали участники коллектива "Крынiца", его движения были записаны со слов 80-летнего дедушки, который единственный еще помнил этот танец.
Но на улицах помолодевшего в эти дни Витебска можно увлечься не только танцевальным мастерством районных коллективов. Прогуливаясь по "Городу мастеров", легко наткнуться и на палатки с разнообразными народными строями. "А это продается?", - интересуются прохожие. Увы, эти экспонаты не для продажи, а для конкурса народного костюма - результаты труда мастеров за многие годы.
На праздник-конкурс, посвященный 80-летию образования Витебской области, мастера представили реконструированные традиционные костюмы различных районов и сословий: народный, шляхетный, местечковый, верхнюю одежду и обрядовый строй.
Традиционный народный костюм, по словам ценителей этнографического искусства, является одним из главных компонентов, отличающих культурное пространство края. В нем воплощаются эстетические вкусы, этические взгляды и религиозные верования народа.
Очевидно, что реконструкция традиционных костюмов - непростой труд, отметила директор областного центра народного творчества Алла Лялькина. Чтобы воссоздать его, эксперты отправлялись в экспедиции по деревням, общались с носителями мастерства кройки и шитья, посещали музеи, изучали фотографии, научные труды и этнографические свидетельства минувших эпох.