Спор был открыт осенью 2015 года, когда Киев пожаловался на введенные Россией ограничения на импорт с Украины железнодорожной техники, в том числе подвижных составов и стрелочных переводов. Украинским производителям стали отказывать в новых сертификатах соответствия или приостанавливать действие уже выданных. В Киеве сочли такие меры дискриминационными, протекционистскими и противоречащими правилам ВТО, утверждая, что из-за них импорт украинской железнодорожного оборудования в Россию сократился на порядок - с 1,7 миллиарда долларов в 2013 году до 110 миллионов долларов в 2015 году.
Но рассмотревшая спор третейская группа ВТО по большинству пунктов не нашла в действиях России несоответствий правилам организации и систематических ограничений на импорт из Украины. Решения российских сертификационных органов признаны правомерными, а снижение объемов импорта, как считают в организации, обусловлено иными причинами.
Знакомый с разбирательством источник сообщил журналистам в Женеве, что в процессе учитывались условия безопасности на Украине. В частности, поэтому решение России не направлять в эту страну инспекторов для проведения необходимых оценок было признано обоснованным.
Днем ранее Вашингтон встал на сторону Москвы в другом споре с Киевом, в рамках которого в ВТО разбирались ограничения на транзит украинских товаров в Центральную Азию и на Кавказ через российскую территорию, введенные в 2016 году. Эти действия были предприняты Россией со ссылкой на статью, позволяющую государствам-членам нарушать свои обязательства по ВТО в случае угрозы национальной безопасности.
На первый взгляд, эти споры критически важными не выглядят, но на самом деле затрагивают фундаментальные для ВТО вопросы, которые приобретают особенную актуальность с учетом действий крупнейшего игрока мировой торговли - Соединенных Штатов. С их подачи между государствами-членами в организации разгорается спор о том, насколько далеко можно заходить в использовании указанной статьи при защите жизненно важных национальных интересов.
И в этом вопросе в подходах Вашингтона и Москвы прослеживается определенное сходство - ВТО не должна принимать решений по спорам, затрагивающим вопросы национальной безопасности. Другие члены организации настаивают, что ссылки на эту статью необходимо подкреплять конкретными пояснениями, а еще лучше доказательствами. Но администрация Дональда Трампа всеми действиями на международной арене и, особенно, в сфере торговых отношений, дает понять, что ничего приоритетнее национальных интересов для нее нет, и когда речь заходит об их защите, правила ВТО отступают на второй план. Как недавно сообщили американские СМИ, в кулуарах хозяин Белого дома вообще озвучивал мысль о выходе из ВТО, которая, по его мнению, слишком много давит на США.
Тем примечательнее, что Вашингтон, являющийся главным международным покровителем Киева, в торговых спорах проявил принципиальность и последовательность, поддержав позицию Москвы и, таким образом, признав и ее право отстаивать свои интересы аналогичным образом.
Ранее администрация Дональда Трампа ввела импортные пошлины на алюминий и сталь, сославшись как раз на статью об угрозе национальной безопасности. Протекционистская мера Вашингтона помогла американским производителям, больно ударив по их конкурентам в Европе, Китае и Канаде. Последние инициируют разбирательства против США в ВТО, но американские власти настаивают, что спор о национальной безопасности имеет политический характер, а потому лежит вне компетенции организации.