06.08.201809:00

К 80-летию Игоря Лученка: чем очаровывает талант белорусского лирика

Манящие аккорды белорусского музыкального лирика Игоря Лученка, отмечающего 6 августа свое 80-летие, еще только ждут писательских откровений, равных по масштабу литературным портретам Максима Горького или Андре Моруа. Хотя национальные критики уже успели подобрать и эпиграф к будущему бестселлеру, как они считают, предпослав ему крылатые строки Алексея Толстого: "Умом и сердцем чист и светел".

Удивительных творческих сюжетов в жизни национального самородка, автора более 400 песен, действительно хоть отбавляй. Страсть к волшебному смычку у его отца, как и у родителя Моцарта, открыла в пятилетнем мальчугане волшебный мир музыкального симфонизма. Игорь Михайлович к этому относится всегда с достоинством, но, как правило, скромно добавляет при этом: "Мне Бог дал мелодию". Родители хотели, чтобы их сын стал музыкантом. "Вот меня и "понесло" в музыку на всю оставшуюся жизнь…", - окончив по очереди три консерватории - в Минске, Ленинграде и Москве, признается юбиляр.

Но врожденная скромность заставляет автора гимна Союзного государства при каждой очередной встрече с любознательной прессой напоминать: "Пишите обо мне, только скромно". Попробуй не откликнуться на это просьбу, когда тебя об этом просит первый обладатель именной "Этуали" на Площади звезд в Москве и в Витебске, а куранты, на башне восстановленной в 2004 году Минской ратуши, каждый час отбивают "Песню про Минск" почетного гражданина белорусской столицы.

Когда за твоими плечами не просто прожитый 20-й век, а целая эпоха национальной культуры, настроиться на утонченную деликатность стиля изложения достаточно сложно. Прежде всего,    музыковеды в один голос признают, что музыке Лученка присущ "яркий мелодизм и национальная самобытность". Маэстро работает в самых разнообразных музыкальных жанрах: вокально-симфоническом, камерно-инструментальном, камерно-вокальном. Среди самых популярных партитур есть и музыка для детей, и увертюра-фантазия для гобоя и фортепиано, вокальный цикл "Синий цвет", поэма-легенда "Гусляр" и симфоническая поэма "Война не нужна". К этому следует еще добавить неподвластные времени мелодичные шлягеры "Журавли на Полесье летят", "Мой родны кут", "Аве Мария", "Вероника", песня "Морской прибой" в исполнении вокально-инструментального ансамбля "Верасы", "Наследство" и "Алеся" в исполнении "Песняров".

Песни Лученка по мелодичности сопоставимы с шубертовскими музыкальными циклами. Их часто называют "шедеврами поэтического слова, положенные на замечательную музыку, которая моментально врезается в память, становится необходимой и желанной". А вот когда у композитора спрашивают про любимые песни, он предпочитает сохранять шутливый тон: "Любимых песен у меня нет. Они пока еще в дороге, ведь мелодии как дети. Их мало родить, нужно еще дать им вырасти".

Конечно, время стремительно, но и безгранично в своей памяти. Поэтому без песен Лученка трудно представить и современную музыкальную жизнь Союзного государства. Они, словно камертон,  получают отзвук в сердцах миллионов поклонников, излучая добро, свет и любовь.

На прошедшем в минувшем месяце международном фестивале "Славянский базар" композитора по-прежнему называют его пионером. А вот для него лучшим другом из мира музыки был и остается Народный артист Иосиф Кобзон. Именно прославленный российский баритон в Витебске на бенефисе Лученка выступил несколько лет назад в непривычной для себя роли ведущего. Между прочим, Иосиф Давыдович как-то в шутку обронил: "Я даю деньги только детям, и когда меня об этом попросит Игорь Лученок". Местная печать этот факт косвенно подтверждает. Популярный белорусский артист Владимир Провалинский, сообщала она, обязан Лученку не только вокальной карьерой, но и жизнью, поскольку именно композитор при поддержке Кобзона, спас своего коллегу от критического заболевания, и Провалинский успешно продолжает гастролировать до сих пор.

К слову, из музыкальных произведений Игоря Лученка формировались репертуары знаменитого оркестра Михаила Финберга, ансамбля "Песняры" и "друга, товарища и брата", как любит называть Кобзона Игорь Михайлович.

На вопрос о своем понимании музыкальных истоков, композитор только разводит руками: "Музыка - такая же тайна, как и женщина". Но при этом он всегда остро реагирует на каждое страдание людей, любое проявление черствости, несправедливости или жестокости.

Достаточно вспомнить пронзительные аккорды "Хатыни", своеобразный гимн трагедии белорусского народа, "Чернобыльское танго", "Куропаты", "Курск", "Рыдания музыки в метро" - о бывшем солдате минувшей войны, играющем на гармошке в подземном переходе.

А восхитительный и ставший известным по миру "Майский вальс" покоряет и в этом столетии виртуозностью вдохновения, так же как и "Алеся", "Вероника", "Зачараваная мая". Многие жемчужины песенной лирики композитора остались в сердцах белорусов навечно, а песни комсомольской юности превратились в атрибут любого торжества на постсоветском пространстве.

Игорь Лученок, констатируют его ученики и коллеги, "был и остался человеком, верным воспитавшему его времени и комсомолу, который в этом году отметит свой вековой юбилей". Композитору, деятельному и скорому на подъём человеку, добавляют его друзья, прежде всего, "импонировала энергичность и напористость молодежи тех лет, характер непосед и их самоотверженность".

Таким вспоминается мне и сам композитор, когда в далеком 1976 году мы впервые входили в жюри Всесоюзного конкурса молодых исполнителей советской песни вместе с Александрой Пахмутовой, Юрием Силантьевым и Раймондом Паулсом. Данный от природы абсолютный слух и врожденная интуиция открывать молодые таланты позволили в весенней Риге композитору безошибочно "подарить" стране еще двух будущих звезд эстрадного вокала: Розу Рымбаеву из Казахстана и рижанку Айю Кукуле. Вспоминаю, как он напористо отстаивал правоту своего впечатления от их программы. И все наши с ним позднейшие диалоги и встречи в новейшей истории всегда до краев наполнены не только аппетитными драниками, без которых он никогда не приходил на встречи, но и искренней симпатией людей единого менталитета и единой культуры.

Но будущий литературный портрет белорусского музыкального таланта будет неполным, если к сказанному не добавить и еще одну черту его характера. Те, кто близко знаком с композитором, признают, что, прежде всего, это - боец, который "умеет держать удар и отстаивать свою точку зрения. Об этом даже внешне напоминают черты его лица и непокорные волосы".

Видимо этим объясняется их долгая дружба с Фиделем и Раулем Кастро, Эрнесто Че Геварой. Игорь Лученок и сегодня любит вспоминать: "Фидель мне сказал: у тебя такой же бойцовский дух".

И когда несколько лет назад журналисты поинтересовались у земляка, как чувствует он себя в свои годы, Игорь Михайлович  искренне ответил: "Мне всегда будет 28!"

С этой датой зрелой юности "СОЮЗ" поздравляет и шлет свои самые сердечные пожелания нашему общему музыкальному достоянию. 

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться