Как заявила корреспонденту "РГ" официальный представитель СКР Светлана Петренко, по одному из уголовных дел в качестве обвиняемых привлечен участник банды GTA Хазратхон Додохонов. Ему вменяются следующие уголовные статьи - побег из-под стражи; хищение огнестрельного оружия и боеприпасов; посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов.
По версии следствия, пятеро участников банды GTA во время их доставления на заседания суда выяснили порядок конвоирования подсудимых и количество сотрудников конвоя. Зная, что для охраны 4-5 подсудимых зачастую задействуется всего два конвоира, они договорились о совместном побеге из-под стражи именно в здании суда.
- Согласно разработанному плану 1 августа 2017 года пятеро подсудимых во время нахождения в лифте с двумя конвоирами напали на них, повалили на пол и начали душить. После того, как потерпевшие потеряли сознание, участники банды освободились, завладели служебным оружием конвоиров. Вырвавшись из лифта, они устремились к выходу, напав на сотрудников Росгвардии, находившихся в зале суда. Началась перестрелка, в ходе которой один из сотрудников правоохранительных органов получил ранение, трое нападавших были ликвидированы, двое ранены, один из них скончался в медицинском учреждении - рассказывает представитель СКР.
По второму делу к уголовной ответственности по статье "халатность" привлечены командир отдельной роты охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ГУ МВД России по Московской области и заместитель командира взвода, а так же двое старших полицейских конвоя.
Следствие считает, что обвиняемые в нарушение действующих нормативных актов "не обеспечили надлежащую охрану подсудимых, а также меры, достаточные для недопущения их побега из-под стражи. Командиром роты было принято решение использовать ненадлежащее средство ограничения подвижности в виде цепи с пятью металлическими браслетами, которое не состояло на вооружении данного подразделения и не соответствовало необходимым требованиям. При использовании этого средства одна рука каждого конвоируемого была свободна".
Светлана Петренко говорит, что командир роты и его заместитель также не учли категорию конвоируемых лиц, возможный характер их действий, не следили за правильным использованием конвоями технических средств, не осуществляли контроль за организацией и несением службы. С учетом склонности подсудимых к насилию, побегу, нападению на охрану, они должны были принять решение о назначении усиленного конвоя для их надлежащей охраны, однако этого сделано не было.
В свою очередь конвоиры также не приняли необходимых мер и не доложили соответствующему руководству об имевшихся недостатках несения службы. Как полагает следствие, они нарушили требования нормативных актов, согласно которым на одного конвоируемого должно быть не менее двоих сотрудников полиции, и осуществили конвоирование пятерых подсудимых вдвоем.
Сейчас обвиняемые и их защитники знакомятся с материалами уголовного дела.