Пять малоизвестных фактов об оружии и технике в Курской битве
Для фашистов это была последняя надежда попытаться взять в руки стратегическую инициативу и опять пойти на Москву. Ставка была сделана не только на количество войск - особые надежды возлагались на оружие. Это была параноидальная мечта Гитлера: он требовал от инженеров вундерваффе чудо-оружия, с которым его солдаты захватят весь мир.
Психические отклонения такого типа заразны. В своих мемуарах рейхсминистр вооружений и боеприпасов Германии Альберт Шпеер описывал: создатель немецких "Фау" Вернер фон Браун по приказу рейхсфюрера СС Гиммлера был брошен в тюрьму. За то, что по личной инициативе в секретном ракетном центре в Пенемюнде начал разрабатывать… межконтинентальную почтовую ракету. Браун решил: раз скоро завоюем весь мир, включая США, то надо же почту в колонии доставлять...
Гиммлер был взбешен не из-за почтовой ракеты, а потому, что Браун был обязан доводить до ума приоритетный проект: баллистическую ракету "Фау-2".
Для Брауна история завершилась хеппи-эндом: Гитлер почувствовал родственную душу и приказал выпустить ракетчика из тюрьмы. Вернер фон Браун благополучно пережил крах Третьего рейха, уехал в США. На его ракете первый американец слетал в космос (отстав от СССР: ракета Королева раньше вывела на орбиту корабль с Юрием Гагариным), а астронавты США высадились на Луну...
Но вернемся на землю. Именно во время Курской битвы стало ясно, что никакие технические новинки не обеспечат победу. Гитлер бросил на нас свои лучшие кадры: Эриха фон Манштейна, Германа Гота, Вальтера Моделя. Не помогло. Германии можно было надеяться лишь на чудо - вот они и стали на него надеяться. Космические ракеты и стратосферные "летающие тарелки" отнюдь не вымысел, а реальные проекты фашистской Германии. Какие-то успели воплотить, какие-то - нет.
Впрочем, в Курской битве "летающих тарелок" и не было, но наша армия столкнулась с весьма совершенными проектами: танками "Тигр" и "Пантера", истребителями "фокке-вульф-190". Им противостояло оружие, созданное советскими оружейниками.
1. Клим скоростной
Тяжелый КВ-1 ("Клим Ворошилов-1") до появления "Пантер" и "Тигров" был самым мощным танком в мире. Немцы называли его Gespenst - "Призрак".
Но из войск поступали рапорты о его недостаточной подвижности, были нарекания на коробки передач и прицелы.
Ситуация с дефектом КПП приобрела такие масштабы, что весной 1942 года на Крымский фронт послали разбираться начальника со страшной репутацией: армейского комиссара 1-го ранга Льва Мехлиса. В войска выехал также Жозеф Котин, один из отцов КВ.
Но главная проблема - двигатель. Попытки форсировать имеющийся - с 600 до 650 л.с. - были неуспешны, двигатель перегревался. А заменить на новый в условиях войны возможности не было.
Генералы смотрели на ситуацию со "своей колокольни". И докладывали Сталину, что КВ разрушает мосты и разбивает дороги. А главное - пушка на тяжелом "Климе" и на среднем Т-34 одна и та же.
Меры были приняты. Конструкторы снизили вес до 42,5 тонны. Танк КВ-1С испытали как у нас, так и в США. Были замечания (идеальных танков не бывает), но в целом результаты были позитивные. Оружие оставили прежним: 76,2-мм пушка ЗиС-5. Улучшилась маневренность, возросла скорость: с реальных 28 км/ч (по паспорту 34 км/ч) до 43 км/ч. Собственно, "С" в названии и говорит о скоростных качествах нового танка. Но толщиной брони пришлось несколько пожертвовать.
Его запустили в производство в августе 1942-го. Танки КВ-1С отличились под Сталинградом, отлично себя показали в Курской операции. Но хороший танк оказался в сложной нише. Он имел равное вооружение с Т-34, превосходил последнего броней, но уступал в подвижности. И был сложнее и дороже в производстве. И когда на Т-34 поставили мощную 85-мм пушку, руководство сочло, что преимущества тяжелого танка перед средним утрачены.
Ну и личные факторы, куда ж без них. Сталин несколько недолюбливал этот танк. В историю вошла его фраза: "Т-34 по глубокому снежному покрову ходит хорошо, как ласточка летает, а КВ - плохо". Вообще-то это относилось к танку КВ без литеры "С". Но объективно и тяжелый КВ-1С не был ласточкой на фоне среднего Т-34.
Кстати, имя танка знающие люди расшифровывали: Котин - Ворошилову. Жозеф Котин был женат на дочке легендарного маршала. Но даже такие имена не изменили судьбу незаурядной машины. В сентябре 1943-го КВ-1С сняли с производства (произведя 1200 машин) в пользу ИС-1.
2. Танки с неба
Тяжелый истребитель FW-190 ("фокке-вульф-190") наши летчики окрестили "фоккером", или "фокой", и считали сильным противником. Отмечая, что бить "фоку" все-таки возможно.
Немецкие авиаконструкторы Генрих Фокке и Георг Вульф не имели отношения к созданию "фокке-вульф-190". Они в 1920-х основали фирму, названную в честь самих себя. Георг Вульф разбился в 1927 году во время испытания самолета. Генрих Фокке ушел из руководства фирмы, переключившись на создание вертолетов. FW-190 для Гитлера создал конструктор по имени Курт Танк.
Наши ветераны в мемуарах недобрым словом поминают фашистские "рамы" - "глаза" вермахта - самолет-разведчик FW-189. Сконструировал и лично испытывал его все тот же Курт Танк. Производство FW-189 наладили на заводах в немецком Бремене, Праге и во французском Бордо. В 1942 году чехи и французы произвели "рам" для люфтваффе в четыре раза больше, чем немцы. Причем французские "рамы" по техническому совершенству превосходили даже германские. Так что в Курской битве в нашем небе висели "рамы", собранные мозолистыми руками французских и чешских рабочих.
Но история обожает парадоксы. Против "фоккеров" над Орлом и Белгородом сражались в том числе французы из "Нормандии - Неман" на Як-3. Позже к ним присоединились чехи из 1-й смешанной чехословацкой дивизии ВВС СССР, летавшие на Ла-5ФН.
...Что касается FW-190, то на Восточном фронте в начале войны их применяли эпизодически (под Ленинградом и в районе озера Ильмень). Пытались использовать под Ржевом, но моторы "фок" перегревались, в бой такие послать не рискнули. С эскадрами, вооруженными FW-190, наши ВВС столкнулись уже в ходе Курской битвы.
Это были уже "доведенные до ума" самолеты, избавленные от проблем с двигателями. Достойным соперником им стал наш великолепный Ла-5ФН ("форсированная модель с непосредственным впрыском топлива"). "Лавочкин" был вооружен двумя 20-мм пушками ШВАК. "Фоккер" нес два пулемета, от 2 до 4 20-мм пушек.
Ла-5ФН по каким-то характеристикам уступал "фоккеру", в чем-то его превосходил. В конечном итоге все зависело от летчика.
20 июля 1943 года старший лейтенант Алексей Маресьев на Ла-5 сбил два FW-190. У "Лавочкина" тяжелый руль поворота. Для понимания: ноги пилота - на педалях, которые управляют рулем поворота на киле. А Маресьев в 1942-м потерял ноги: их ампутировали в области голени. Летал на протезах. Но как летал!
24 августа 1943 года Алексею Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
В ходе операции "Цитадель" немцы использовали сотни FW-190. Немногие уцелели. Германские эскадрильи вновь перевооружали на более дешевые "Мессершмитты". Заводы "Фокке-Вульф" не успевали восполнять потери.
Курт Танк совершенствовал свои истребители, предложил версию реактивного истребителя… Но небо уже принадлежало нашим асам. У Германии закончились опытные летчики. Их кости лежали среди обломков "фоккеров" и "мессеров" на нашей земле.
Гримаса истории: самолеты конструкции Курта Танка проиграли советским истребителям еще раз, уже после войны. В начале 1960-х он создал истребитель-бомбардировщик "Марут" ("Дух бури") для ВВС Индии. Самолет был неплох, успешно воевал с Пакистаном. На его базе Танк начал создавать сверхзвуковой истребитель. Но Индия резко свернула проекты в пользу советских МИГов. Курт Танк консультировал разные проекты, включая "Торнадо", получал награды от правительства. Но самолетов больше не создавал. По какой-то иронии судьбы соперничество с нашими конструкторами для него заканчивалось плохо.
Судьба наверное.
3.Трофейные
Обе стороны использовали технику, захваченную у противника.
Немцы формировали целые роты трофейных танков Т-34. Германские танкисты считали Т-34 превосходным танком. Как и КВ-1.
СССР тоже не пренебрегал трофеями. Только лишь на заводах Москвы и Сталинграда за время войны было отремонтировано 800 немецких танков и САУ.
Больше всего у нас было немецких танков Т-III и Т-IV. Были даже разработаны подробные инструкции по обучению экипажей.
В меньшем количестве брали в плен и тяжелые "Пантеры" и "Тигры". "Пантеры" впервые были использованы на южном выступе Курской дуги в июле 1943 года.
С трофеями, естественно, были проблемы. Экипажи часто их ломали. Запчасти были в дефиците: взять их можно было только с других машин. Отличная танковая 75-мм пушка обр. 1942 г. KwK42, стоявшая на "Пантере", позволяла использовать танк в подразделениях истребителей танков. Но встал вопрос: где брать боеприпасы? Наши не подходили, трофейные быстро заканчивались.
Зато были случаи, когда советские войска на трофейных танках входили в тыл немцам (те их принимали за своих) и учиняли жуткий разгром.
А вот использование одновременно и своих и трофейных танков в одном подразделении одновременно приводило к непредсказуемым результатам. Реальный случай: осенью 1943 года в боевых порядках 59-го отдельного танкового полка наряду с советскими танками в бой отправили трофейную "Пантеру". Сначала немецкие артиллеристы ее берегли: думали, что она своя, просто в бою зашла далеко во вражеский тыл. Зато когда истина открылась, то вся огневая мощь артиллерии сосредоточилась на этой "Пантере".
И таких случаев было немало. От экипажей этой техники требовался особый героизм.
К курьезам использования трофейной брони можно отнести и такой факт: на 1-й рембазе (Москва) трофейные "Тигры", не подлежащие восстановлению, стали источником запчастей для советских танков. В частности, из резиновых бандажей "Тигра" изготавливали подушки буфера балансира Т-34.
4. Смерть шпионам
Германия, кроме ставки на чудо-оружие, пыталась организовать массовые диверсии в нашем тылу. Для чего организовали сеть разведшкол, готовивших диверсантов, связистов и провокаторов.
Советскую контрразведку под несколько необычным названием "Смерш" ("Смерть шпионам!") наши создали весной 1943 года.
Во время Курской битвы "Смерш" заслужил славу одной из самых эффективных контрразведок мира. Начиная с 1943 года в радиоиграх "Смерш" участвовало 157 перешедших на нашу сторону связных абвера. В разгар Курской битвы использовалось 10 радиостанций перевербованных агентов для дезинформации о позициях Красной армии. В успехе операции под Курском есть достойный вклад наших контрразведчиков.
Кстати, название могло быть несколько иным. Ключевые исторические личности, которые создавали эту спецслужбу, - Меркулов, Абакумов и Берия - предлагали назвать спецслужбу "Смернеш". От лозунга "Смерть немецким шпионам!". На что Сталин поинтересовался: а почему только немецких? Разве шпионы других государств не работают против нашей армии?
Никто не возразил.
5. Глазам не верьте
Германский "Тигр" - мощный танк. Но ряд "исследователей" и режиссеров сегодня мифологизируют его боевые качества. Например, перехваливают пушку "Тигра", разрушавшую броню "любого танка" с 2 км. Утверждают, что прицелы-телескопы Цейса позволяли "Тигру" поражать цель с первого выстрела.
Снаряд 88-мм орудия фирмы "Крупп" на 2000 метров пробивал до 80 мм брони - это правда. Но на полный оборот башни "Тигра" уходило 60 секунд, а танки противника не стояли на месте.
А о "поражении с первого выстрела" - что называется, из первых рук. Из мемуаров участника Прохоровского сражения обершарфюрера СС Й. Холля, командира танка VI Tiger 102-го батальона SS "Das Reich". Холль пишет: "11-12 июля 1943 года. Я одержал первую победу. Ладно, это был всего лишь тягач, буксировавший артиллерийское орудие, но все равно - уничтоженная цель. Мой наводчик, Карл, выпустил по нему около 30 снарядов..."
Браво, Карл: 30 снарядов по тихоходному тягачу из суперпушки? С таким отменным прицелом.
Чудо-пушка, чудо-прицел, чудо-наводчик...
И еще. Все чаще в фильмах о ВОВ танки ведут огонь с хода. Режиссерская находка, смотрится впечатляюще. В принципе, так выстрелить из танковой пушки можно. При условии, что не стоит задача куда-то попасть.
Но вообще-то танкисты стреляют по конкретным целям.
Эффективные стабилизаторы пушки массово на танках стали устанавливать лишь начиная с 1950-х годов. Во время войны стабилизатор стоял только на американском "Шермане". Из США мы получали по ленд-лизу 4060 таких танков. Немецкие инженеры пытались создать стабилизатор для "Королевского тигра", но не успели. Война закончилась.
Т-34 - танк-символ и танк-легенда. Имел прекрасную комбинацию брони под наклоном, эффективной пушки и высокой скорости. 70% наших танков в Курской битве - это Т-34.
Кстати
Начало карьеры Кожедуба было сложным. В первом воздушном бою его Ла-5 подбил "Мессершмитт", а затем попал еще и под огонь своих зениток. Летчика хотели списать в авианаводчики. Но он все-таки остался на летной работе, а в Курской битве раскрылся его удивительный талант. За войну провел 120 боев, сбив 64 самолета. Трижды Герой Советского Союза, один из лучших советских асов и самый результативный истребитель антигитлеровской коалиции.
У самолета, построенного на деньги колхозника-пчеловода Конева, интересная судьба. Василий Конев просил назвать самолет в честь своего погибшего племянника - Героя Советского Союза летчика Георгия Конева. Просьбу удовлетворили. На "коневском" Ла-5ФН Кожедуб сбил 8 самолетов. Затем на этой машине летал и одержал 12 побед ас Павел Брызгалов, впоследствии - также Герой Советского Союза.