Мотоциклисты и автомобилисты нуждаются в понимании

Мотоциклистов с каждым годом все больше становится на дорогах. Все больше людей в сезон предпочитают передвигаться на двух колесах, а не на четырех. Однако для автомобилистов мотоциклист очередная опасность на дорогах.

Корреспондент "РГ" попытался разобраться, есть ли конфликт между теми, кто передвигается на четырех колесах и теми, кто предпочитает два. Конечно, неизвестно откуда появившийся вдруг в левом зеркале мотоциклист именно в тот момент, когда ты собрался перестроится - раздражает. Особенно, если до этого его даже на горизонте не было видно. А такая неожиданность возможна не потому, что байкер летел с бешенной скоростью, а просто он резко перестроился из какого-нибудь крайнего правого ряда.

Поэтому автомобилисты их и называют зачастую "призраками": неизвестно откуда взялся, неизвестно куда делся. Еще их называют "хрустиками". Причина понятна: они ведь не защищены жесткой металлической капсулой, в отличие от автомобилиста. Вот только не все из них осознают эту свою незащищенность.

Непонимание между этими участниками дорожного движения заложено уже в технических особенностях транспорта, а также способах управления им. Отсюда и разные возможности. Это как вечное противостояние горнолыжников и сноубордистов. Поведение последних для лыжников плохо предсказуемо. Никогда не поймешь, куда этот человек на доске сейчас поедет. И поедет ли. Может просто сядет попой на склон, и объезжай его, как хочешь.

Мотоциклист проедет по междурядью между двумя машинами, автомобилист - нет. Мотоцикл быстро набирает скорость, автомобиль - плавно, если это не болид "Формулы-1". Для мотоциклиста пробки не помеха, для автомобилиста - вечная пытка. Может все противостояние кроется в зависти? Прямого запрета на движение в междурядье нет. Нельзя ездить по самой разметке, кроме случаев перестроения. По разметке мотоциклисты не ездят - она скользкая. Но при этом необходимо соблюдать безопасный боковой интервал. Его значения нигде не зафиксированы, так что раздражающее некоторых движение между рядами это лишь личные эмоции водителей.

- Еще не столь давно было в порядке вещей, что мотоциклисты на дорогах ездили без прав, вообще не соблюдая правил, и частенько в нетрезвом виде, - говорит заместитель начальника Госавтоинспекции МВД России Владимир Кузин. - Но в те времена и автомобилисты считали своим долгом передвигаться как можно быстрее и игнорируя все правила. Времена изменились. Даже в ГИБДД утверждают о росте сознательности среди мотоциклистов. Без прав ездят единицы, правила дорожного движения знают. Хотя, чего греха таить, превышать скорость любят. При этом различные объединения, движения мотоциклистов зачастую даже помогают Госавтоинспекции, в том числе разъясняя молодежи необходимость соблюдения правил дорожного движения и нормального поведения.

Их, кстати, тоже многое раздражает в автомобилистах. Как рассказал корреспонденту "РГ" руководитель проекта МотоМосква Дмитрий Смокин, раздражает хаотическое перестроение из ряда в ряд, при этом без поворотников. Некоторые автомобилисты начинают гоняться с мотоциклистами. Заметьте, не мотоциклисты провоцируют на это водителей четырех колесного транспорта. А больше всего раздражают водители, которые прямо за рулем сидят в соцсетях. Эти не то что в зеркала, на дорогу не смотрят.

Но есть у мотоциклистов нечто такое, чего стоило бы позаимствовать всем автомобилистам - это взаимовыручка.

Координатор программы Motocitizen Павел Сосков, утверждает, что если на обочине стоит мотоциклист, то к нему обязательно кто-нибудь подъедет и поинтересуется все ли нормально, не нужна ли помощь. И именно помощью занимается Motocitizen.

Такое движение есть во всех крупных городах. Если что-то случилось, туда можно позвонить и обязательно подъедет кто-нибудь из волонтеров оказать помощь. Например, случилась авария. Необходимо помочь и юридически, проследить, чтобы сотрудники ДПС правильно все оформили. Помочь самому мотоциклисту, возможно помочь эвакуировать технику. Такая взаимовыручка возникла не спроста, ведь мотоциклист действительно ничем не защищен. И простое падение может привести к травме.

-Почему такого нет среди автомобилистов? Да потому что на машине ездят все, а нас мало. Мы - каста, - пошутил Павел Сосков.

И действительно, мотоциклистов в стране не так уж и много. Из 59,7 миллионов транспортных средств 46,8 миллиона приходится на легковушки. И только 2,3 миллиона - на мотоциклы.

Надо сказать, что многие мотоциклисты также управляют автомобилем.

- У нас примерно процентов 80 тех, кто приходит обучаться на категорию "А" уже опытные автомобилисты со значительным стажем, - рассказывает заместитель руководителя отдела автошколы Дмитрий Зоцин. - Они знают особенности управления машиной. Они представляют, что такое дорога. Так что им на дороге после открытия категории "А" легче.

С ним согласен и Дмитрий Смокин:

- У меня своя мотошкола, и мы учим не только на площадке, как делают в большинстве случаев, но и в городских условиях. Чтобы мотоциклист умел взаимодействовать с машинами, пешеходами. У нас тех, кто обучается с нуля и тех, у кого есть права - примерно, 50 на 50. Но понимают, что ждать от автомобиля, только опытные водители. Тех, у кого стаж два года, необходимо учить так же, как новичков. Точно также объяснять психологию водителей. Например, не может машина просто так без причины сбросить скорость или остановиться. Вероятно, впереди препятствие или пешеход. А значит стоит сбросить скорость.

По данным статистики аварийности за семь месяцев на российских дорогах менее, чем на один процент выросла аварийность, как среди автомобилистов, так и среди мотоциклистов. Но при этом смертность по вине автомобилистов сократилась на 7 процентов, а среди мотоциклистов она практически не изменилась. Да и такой показатель, как тяжесть последствий ДТП для мотоциклистов почти в два раза выше, чем для автомобилистов. Что лишний раз показывает незащищенность этой категории.

- Сейчас согласно Стратегии по безопасности дорожного движения к 2024 году поставлена задача сократить смертность от ДТП, доведя социальный риск до показателя 4 погибших на тысячу населения, - говорит Владимир Кузин, а к 2030 году стремиться к нулевой смертности. И достигнуть этого можно, если мотоциклисты и автомобилисты будут внимательнее относиться друг к другу и понимать друг друга. Коммуникации на дороге важны как нигде.

В экзаменационных билетах на право управления есть такой вопрос. К равнозначному перекрестку подъехали, каждый со своей стороны, четыре автомобиля. Кто из них должен уступить дорогу? Правильный ответ: водители должны договориться, кто из них проедет первый. Как утверждает учитель вождения и хозяин одной немецкой автошколы Вольдемар Коос, 80 процентов дорожных ситуаций в правилах не прописаны и требуют от водителей договариваться и идти на компромисы.

Сейчас на дорогах стоят плакаты, напоминающих о необходимости смотреть почаще в зеркала. И уж тем более делать это перед совершением маневра. Вдруг рядом мотоциклист? Эта акция называется "Сохрани ему жизнь".

Если бы еще мотоциклистам напоминать о том, что не стоит совершать резких маневров на дороге, ведь автомобилист может попросту не успеть увидеть двухколесный транспорт в зеркала, то всем бы стало легче. Но, возможно, и такие плакаты появятся в рамках новой социальной кампании "Культура на дорогах" которую проводит Госавтоинспекция МВД России совместно с Российским союзом автостраховщиков и экспертным центром "Движение без опасности".

По словам президента экспертного центра Натальи Агре, взаимодействие, коммуникации между водителями и пешеходами, водителями автобусов и пассажирами, водителями легкового транспорта и грузовиков и конечно же всех их с мотоциклистами - одна из самых сложных проблем. Этому необходимо учить еще в авто и мотошколах. И в рамках социальной кампании будет не только продвигаться социальная реклама, но и будет вестись работа в том числе в автошколах.

В общем, главное на дороге друг друга понять, и если что не так, простить.

Материал подготовлен в рамках
Федеральной целевой программы
"Повышение безопасности дорожного
движения в 2013-2020 годах"
.