Главная премьера Московского автосалона - Lada 4x4 Vision. Что скажете о ней?
Ян Птачек: Здесь на ММАС-2018 мы представили не только Lada 4x4 Vision, но и другие новинки. 4x4 Vision - это концепт, в котором наш шеф-дизайнер Стив Маттин внедрил все свое искусство, видение того, каким может быть дизайн в X-стиле. Мы работаем над новым внедорожником, но сейчас рано говорить о деталях.
С выходом нового поколения "Нивы" (а это произойдет не ранее 2022 года), стоит ли ожидать, что нынешняя версия Lada 4x4 уйдет на заслуженный отдых?
Ян Птачек: Lada 4x4 -"икона" АвтоВАЗа, этот автомобиль до сих пор востребован. Мы каждый месяц продаем 2 тысячи таких машин. Спрос на модель есть, и он будет оставаться в ближайшие годы. Поэтому у нынешней версии легендарной Lada 4x4 есть будущее.
АвтоВАЗ продал 16,6 тысячи автомобилей на внешних рынках в первом полугодии 2018 года, что на 64% выше результатов аналогичного периода 2017 года. Как планируете и дальше развивать экспортные продажи?
Ян Птачек: Экспорт - это один из ключевых направлений. В прошлом году продажи за рубежом увеличились на 50%. Если говорить о текущем состоянии дел, то у нас очень хорошая положительная динамика. Мы наращиваем долю рынка в Казахстане, в республике Беларусь. АвтоВАЗ начал продажи на Кубе, в Тунисе и в других странах. Недавно мы запустили продажи в Европе Vesta SW и SW Cross. Хотя надо понимать, что мы концентрируемся на исторических рынках - я имею в виду СНГ.
Почему Lada Xray не поставляется на экспорт в Европу?
Ян Птачек: До выхода продукта на рынок мы взвешиваем все "за" и "против". В Европе мы сделали ставку на Vesta Cross и Vesta Cross SW. Это было правильным решение. Мы и дальше будем концентрироваться именно на этих машинах, считаем, что потенциал у Vesta в Европе большой. Таких продуктов в этом сегменте не так много.
Как приняли Vesta в Европе, в особенности кузов SW?
Ян Птачек: Vesta SW добилась огромного успеха не только в странах, куда мы ее экспортируем, но и в России. Это очень практичная и в то же время красивая машина. Наши клиенты очень положительно отзываются о машине, хвалят ее дизайн, сочетание цены, качества и оснащения. Кроме SW у нас еще есть SW Cross - это уникальный продукт, Lada Vesta SW Cross создала новую нишу в своем классе. У наших конкурентов ничего подобного нет!
Не так давно прекратилось производство Lada Priora. Из-за этого поклонники модели в республиках Северного Кавказа огорчились. Может, стоило выпустить прощальную версию этого седана?
Ян Птачек: Надо воспринимать уход Lada Priora как отличную новость. Почему? Да, это историческая модель Lada, но окончание жизненного цикла автомобиля также значит, что бренд развивается. Когда есть обновление - это всегда хорошо, это значит, что компания смотрит в будущее, завоевывает новых клиентов. Что касается прощальной версии Priora, то нет, не думали об этом. Мы должны концентрироваться все-таки на том, что мы сейчас запускаем в производство. Посмотрите, сколько новинок привез АвтоВАЗ на Московский международный автосалон. Столько премьер нет ни у кого.
По сравнению с Vesta, Xray не так успешен, с чем это связано?
Ян Птачек: Надо смотреть на сегмент и на потенциал каждой модели. Xray - автомобиль необходимо сравнивать с хэтчбеками сегмента B бюджетных машин. Назовите еще одну модель, которая продается так же хорошо, как Xray. Их нет.
Выходит, что Xray - это все-таки хэтчбек, а не кроссовер?
Ян Птачек: У Xray - кузов хэтчбек, плюс очень большой клиренс и высокая проходимость. Сейчас с выходом Xray Cross мы делаем из Xray настоящий кроссовер, потому что дорожный просвет уже 215 мм, больше на 20 мм, чем у обычной версии. Не все кроссоверы и внедорожники могут похвастаться такими цифрами. Мы переделали подвеску Xray Cross, добавили новое оборудование и опции.
Как вы оцениваете нынешнее состояние автомобильного рынка России?
Ян Птачек: Рынок в конце июля вырос на 17% по сравнению с 2017 годом. Я не вижу пессимистичный сценариев. Положительная динамика, которая есть, должна продолжиться.
Какие планы по продажам у вас на 2019 год?
Ян Птачек: Мы не разглашаем планы на будущее и не даем прогнозов. Но я скажу, что наша цель - укрепить лидерство на рынке с помощью новинок, которые мы представили на ММАС-2018. Развитие бренда - это не только продажи автомобилей, это дилерская сеть, техническое обслуживание, сервис и многое другое.