12.09.2018 16:50
    Поделиться

    Чем дальше в лес, тем больше Хищник

    Испокон веков чести сразиться с Хищниками удостаивались настоящие воины, машины для убийств, умные и мощные, способные атомную бомбу смастерить из веток и голыми руками задушить слона, - богатыри под стать могучему и хитрому противнику. Но те славные времена прошли. Теперь дредастым ассасинам из космоса противостоят мальчонка с нарушениями в развитии, ученая девица и отряд списанных в утиль бойцов, страдающих от ПТСР, которыми руководит смазливый блондинчик-снайпер.

    Бойд Холбрук (киборг Пирс из "Логана") - совсем не Арнольд Шварценеггер, не Дэнни Гловер и не Олег Тактаров, зато у его героя, Куинна МакКенны, есть сын - аутист, чье расстройство проявляется весьма оригинальным образом: он сходу разбирается во всех технологиях пришельцев и понимает их язык. Потому что аутисты - это "следующая ступень эволюции".

    Наряду с довольно спорным и клишированным обращением к теме аутизма новый "Хищник" сильно заряжен антимилитаристским посылом. Штамп "лютый вояка, который жаждет любой ценой заполучить инопланетянские прибамбасы" - есть. Упомянутые ветераны, соратники МакКенны, являются живыми (до поры) наглядными примерами того, как человеческую психику калечит война. И, наконец, в сложных отношениях в семье главного героя, опять же, виновата его опасная и трудная служба. Три веских аргумента в пользу мира во всем мире, терроризируемом - вот незадача - внеземными гадами.

    Сравните с предыдущими фильмами - там ничем подобным и не пахнет, только эстетика маскулинности и больших пушек. Казалось бы, Шейн Блэк должен чтить традиции как их носитель и отчасти создатель. Да, когда-то он играл в первом "Хищнике", но потом ушел в сценаристы, особенно преуспев в жанре бадди-муви, а к режиссуре приступил, когда ему было хорошо за сорок, и уже второй его работой стал блокбастер с двухсотмиллионным бюджетом.

    Помотало старину Блэка, не узнать в нем того очкастого шутника Рика Хокинса, павшего смертью храбрых в лесах Гватемалы. Однако шутить любит и поныне - собственно, вся его карьера выстроена на комедийных боевиках. Поэтому вместо того, чтобы изменять себе, он меняет вселенную "Хищника".

    Новый "Хищник" - это комедия, плотно нашпигованная чернейшим и высокого качества юмором. Кроме того, фильм значительно расширяет мифологию франшизы, используя наработки предшественников, причем в основном - последнего, раскрывшего нам два важных факта о кровожадной расе когтисторотых уродов: Хищник Хищнику - далеко не всегда друг и товарищ, и не чуждо ему стремление к самосовершенствованию.

    В "Хищнике"-2018 монстр-охотник классического образца становится жертвой улучшенной версии, огромной, трехметровой, этакого Гиперхищника. Также выясняется, что позвоночники людям эти твари вырывают не ради потехи и бахвальства исключительно, а для дела. Собакоподобные дрессированные существа тоже из "Хищников" взяты и переосмыслены, у одного из них даже есть своя сюжетная линия, хотя и закрытая (буквально) почему-то на полуслове. Так что, кстати говоря, если вы вдруг считаете третью часть самой слабой в серии, попробуйте все-таки ее пересмотреть.

    Спорных и выглядящих чужеродными моментов хватает, но это, пожалуй, можно списать на побочные эффекты масштабных преобразований, которые просто необходимо было произвести, потому что ну кому нужна еще одна бойня в джунглях? К тому же каждое вызывающее вопросы нововведение - Джейкоб Тремблей, конечно, невероятно милый ребенок, но что он здесь забыл? - уравновешивается какой-нибудь приятной неожиданностью вроде Томаса Джейна в роли бывалого солдата с синдромом Туретта.

    Что же касается первостепенного, смыслообразующего компонента, а именно непосредственных столкновений землян с неземлянами, тут снова все неоднозначно. Встречи с незваными гостями всегда, за редким исключением, происходят в темное время суток, что сказывается на их зрелищности. Причем финальный акт Шейн Блэк сначала днем снял, а потом взял да и переснял все то же самое ночью - с целью нагнать жути, по его же словам. Ему, наверное, виднее. Но зрителю, скорее всего, наоборот.

    И вместе с тем экшн стал злее, веселее и изобретательнее. Брызги алой и кислотно-зеленой крови, оторванные и отрубленные конечности - все это было и раньше, но не в таких крупных объемах и без шуток. Вернее, шутки-то присутствовали, но общее настроение фильмов было чересчур серьезным - что в 2010-м особенно бросалось в глаза. В мире, где царят марвеловские кинокомиксы, так нельзя, хочешь не хочешь, а надо соответствовать заданным стандартам.

    Потому неудивительно, что следующий сиквел, если с этим все ожидания себя оправдают, будет, судя по последней сцене, криптокроссовером Железного человека и Хищника (напомним, Шейн Блэк делал для Marvel как раз третьего "Железного человека"). В общем, то, что "Хищник" осовременился, - это правильно и замечательно. Вот только Арнольда Шварценеггера или кого-то по харизме сопоставимого все равно не хватает. Ну да это уж никак не исправить.

    4.0

    Поделиться