Как в Беларуси и России возрождают производство музыкальных инструментов

Даже если у человека абсолютный слух, без качественного инструмента он не станет музыкантом. Купить импортный далеко не каждому по карману. А что с отечественными? В Беларуси еще недавно с этим было не ахти: знаменитая фабрика пианино в Борисове закрылась в 2006 году, Молодечненская фабрика музыкальных инструментов, выпускающая гармонь "Беларусь", также канула в Лету. Президент Александр Лукашенко поставил задачу: возродить в стране собственное производство музыкальных инструментов. И первые результаты уже видны.

Когда-то БССР обеспечивала инструментами добрую половину Советского Союза: открытая в 1935 году Борисовская фабрика музыкальных инструментов выпускала пианино "Октава" и "Беларусь". Больше 20 000 единиц в год. В тех же цехах выпускались и цимбалы, и балалайки, и гитары. Здесь даже создали первую белорусскую бас-гитару "БАС". Борисовские гитары уважал сам Владимир Мулявин - создатель ансамбля "Песняры", и изготовить здесь могли не только шести-, но и двенадцатиструнку.

Пока что по пути возрождения белорусского пианино идет ООО "Фабрика Фортепиано": небольшой коллектив энтузиастов сложился из мастеров-ремонтников, реставраторов и бывших сотрудников борисовской "пианинки". До поточного производства, сравнимого с советскими масштабами, еще далеко, но первые шаги сделаны.

С баянами ситуация тоже оптимистичная: предприятие "Зонта", базирующееся в Молодечно, - это сегодня единственная в мире фабрика, выпускающая аккордеоны с 55 нотами на правой клавиатуре. Музыканты оценят - это почти восемь октав, как на рояле. Баяны, аккордеоны, гармони Zonta покупают Россия, Греция, Германия, Италия, страны Скандинавии, Франция, Англия, Польша...

- Если люди прилетают самолетом в Беларусь, чтобы купить наш баян, это о чем-то говорит? - задает риторический вопрос директор предприятия "Зонта" Ростислав Мойса. - У нас не массовое производство, делаем эксклюзивные инструменты. Их закупали, например, Оренбургский народный хор, Смоленская филармония.

Что касается самого народного белорусского инструмента - цимбал, то их производят частные предприниматели, каждый инструмент проходит профессиональную настройку.

Целый кластер ремесленников, занимающихся изготовлением музыкальных инструментов, сложился в Пинске - балалайки здесь делают Руслан Макаревич и Николай Ярмольчук. Последний также занимается домрами и электрогитарами.

Пинчанин Юрий Дубновицкий долгое время был единственным мастером-лютьером на постсоветском пространстве, к нему обращаются, если нужна лютня, теорба или китарроне, а то и обычная гитара. Андрей Шкледа способен изготовить все разновидности виолы, лютню, барочную гитару, кельтскую арфу, контрданс, колесную лиру. В Мирском замке - объекте, внесенном в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, - имеется спинет (маленький клавесин) его работы, в Несвижском замке - ренессансная арфа и виола да гамба.

Есть и свои скрипичные мастера, изготовители смычков для струнных, знатоки и создатели фольклорных инструментов. Правда, поскольку речь не идет о мануфактурном, фабричном производстве, все делается под заказ, как во времена Амати и Страдивари. Например, одну скрипку мастер Владимир Хазанов создает год - полностью вручную, не используя механический труд. Сетует на отсутствие в Беларуси школы скрипичных мастеров, по образу и подобию существующей в итальянской Кремоне - мировом центре скрипичного производства. Однако скрипки и альты собственного производства в Беларуси тоже можно купить: несмотря на редкость профессии, золотых рук в стране хватает.

А как в России?

По данным Министерства культуры РФ, в России сегодня насчитывается более трех тысяч музыкальных школ и школ искусств. Самым популярным отделением всегда считалось фортепианное. Пару лет назад пианист Денис Мацуев с ужасом обнаружил, что в российских школах стоят старые инструменты, на которых невозможно играть.

"У нас в России сейчас нет ни одного завода, фабрики, которые изготавливают пианино и рояли. И это - настоящий ужас", - заявил он журналистам. А ведь когда-то в СССР было более 70 фортепианных фабрик! Увы, ни одна не выжила. На территории одной из последних, калужской фабрики "Аккорд" построили торговый центр, а фабричные помещения сдали в аренду. Бывший работник фабрики, а теперь менеджер по недвижимости Игорь Осипов рассказал, что в советское время фабрика выпускала тысячу инструментов в год, в постсоветское около 200. "Инструменты шли на экспорт, - говорит Игорь Осипов. -Тысячи инструментов поставлялись в Испанию, Бельгию, на Кубу. И те экспортные инструменты были лучше современных китайских". Последние инструменты выпускались с немецкой механикой, были неплохого качества и стоили от 150 до 250 тысяч рублей. Половину из них покупали музыкальные школы, музеи, другую половину раскупали родители для детей. "Если в советское время фабрики поддерживал госзаказ и бюджетное финансирование, то в постсоветский период их сменили тендеры, которые были эпизодическими и неравномерными", - поясняет собеседник.

Производство музыкальных инструментов в СССР не ограничивалось фортепиано. Выпускались арфы, домры, флейты, балалайки, баяны, гусли, гитары, аккордеоны, скрипки. Качество иной раз оставляло желать лучшего. В 90-е большинство фабрик закрылись. Однако некоторым удалось выжить и занять свою нишу, например, фабрика "Тульская гармонь" и сегодня производит гармони и баяны. А некоторым удалось открыть новое производство и суметь стать конкурентно способными на мировом рынке.

- Первый аккордеон мы выпустили в 1997 году, - рассказывает директор "Воронежской фабрики музыкальных инструментов АККО" Дмитрий Авралев. В 1991 году фабрику основал его отец - заслуженный артист России, баянист Владимир Авралев. Сегодня это чуть ли не единственная фабрика со своим помещением и полноценным производством, которая выпускает отечественные профессиональные баяны и аккордеоны (в Москве есть еще две баянные фабрики, но они снимают помещение и работают на дому). Предприятие выпускает в год около ста высококлассных инструментов.

"90-е были страшными, - рассказывает Ольга Кручинкина, замдиректора по производству "Производственного комбината музыкальных инструментов фонда П.И.Чайковского". - У нас было 130 мастеров, из которых осталось десять, и это были фанаты, мастера, которые делали роскошные музыкальные инструменты. Они потерялись и не знали, куда им идти. Наш генеральный директор Борис Валиуллин - мастер по изготовлению балалаек, был вынужден работать на балконе. И так выживали многие. Звездами становятся после 50 лет работы. С деревом работать очень сложно, его нужно чувствовать и понимать".

По словам Ольги Кручинкиной, заказов у комбината сегодня много, спрос есть. Причем как на массовый недорогой инструмент, так и на дорогой профессиональный.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться