В Пензенской области опасно обмелели Валяевские озера

Валяевские озера в селе Богословка Пензенской области хорошо известны не только местным жителям, но и горожанам. Всего в десяти километрах от областного центра раскинулась водная гладь. Плакучие ивы купают в воде опущенные ветви, в зарослях тростника прячутся дикие утки. Полюбоваться скромной красотой природы и отдохнуть от гула города приезжают не только пензенцы, но и гости из других регионов. Однако в этом году что-то пошло не так. Еще недавно чистый и благоустроенный водоем стал превращаться в болото.

Проза жизни

Самое крупное озеро, которое на самом деле является рукотворным прудом, обмелело за год на два метра, а береговая линия отодвинулась на шестнадцать. Вместо чистого белого песка на берегах теперь топкий ил, так что спуститься к воде стало трудной задачей. Деревянные гостевые домики, специально построенные на водной глади, торчат на сваях, словно избушка Бабы-Яги. Земляная плотина, которая удерживала пруд, обнажилась и стала разрушаться. А это значит, что в половодье она может не выдержать, тогда водоем безвозвратно исчезнет, а за ним и еще четыре по соседству.

Валяевские озера - искусственные водоемы, они были созданы еще в середине прошлого века и принадлежали местному совхозу. Когда его не стало, пруды захирели. Но нашелся человек, который вдохнул в них новую жизнь.

Юрий Сергеев - глава крестьянско-фермерского хозяйства, в прошлом афганец, председатель местной общественной организации "Солдаты Руси". Поддерживает бывших сослуживцев чем может. Держит пасеку и стадо белоснежных коз особой Зааненской породы. От каждой молока получает как от коровы, в день до шести литров. Что не продается, идет на переработку. Получается превосходный козий сыр, которому санкционный пармезан в подметки не годится. И это не для красного словца - натуральный продукт пользуется особым спросом. В ближайших планах у фермера автоматизировать ручной труд и обзавестись собственной сыроварней.

Десять лет назад Сергеев помимо пастбищ у села Богословка приобрел местную плотину. Гидросооружение долгое время было бесхозным, районные власти трижды перекрестились, когда нашелся покупатель. Новый собственник взял пруд в аренду. Расчистил его, укрепил берега, засыпал их белоснежным песком, пруд зарыбил. Здесь водилась даже щука. Крестьянско-фермерское хозяйство Сергеева исправно пополняет местный бюджет, уплачивая налоги и внося арендную плату, причем из года в год она растет.

Несбывшаяся мечта

- Я хотел сделать Валяевские озера реабилитационным центром для ветеранов боевых действий. У нас даже своего госпиталя не осталось. А здоровье у многих подорвано. Вот и мечтал устроить здесь что-то вроде санатория. Несколько лет назад нам неоднократно выделяли гранты от правительства области на проведение фестивалей патриотической песни и реабилитацию ветеранов. За год около 30 семей бесплатно отдыхали на озере, рыбачили, загорали. Приезжали с детьми и внуками. Многие не могут позволить себе отдых на море, а здесь вода, песок и воздух чистый. Отдыхающих всегда было много, - рассказывает Юрий Сергеев.

В договоре об аренде указано назначение пруда - для рекреационного использования. Но несколько лет назад тот же самый водоем региональный минлесхоз предоставил в пользование другой более крупной агрофирме, которая занимается выращиванием овощей. Ей необходима вода для полива, насосная станция регулярно качает ее из пруда. То ли расчеты установленных норм оказались неправильными, то ли насосы работают, как стахановцы, сверх плана, но пруд стал мелеть. Родниковые воды не успевают восполнять активно используемые ресурсы.

Судный вопрос

В Год экологии ситуация усугубилась, вопреки всем экологическим нормам и здравому смыслу природный объект планомерно уничтожается. Как следует из разрешительных документов, выданных на откачку воды из пруда, агрофирме изначально предоставили право на полив восьми гектаров капусты и картофеля. Но в округе овощами засажено около 200 гектаров. Согласно открытым данным, только в прошлом году прибыль фирмы превысила 100 миллионов рублей. Однако мелиорацией овощеводы по-прежнему не занимаются, продолжая откачивать воду из пруда.

Чтобы доказать эти нарушения, Сергеев заказал независимую экспертизу.

- Согласно ее заключению, на выходе из насосов должен быть установлен ультразвуковой расходомер для учета забираемой воды. Полив необходимо осуществлять строго в установленных объемах - не более 8,8 тысячи кубических метров в месяц. На деле, как зафиксировали эксперты, используется более мощная насосная станция, чем указана в разрешительной документации, приборы учета отсутствуют, а во владении агрофирмы находится не восемь гектаров посадок, а значительно больше, - поясняет Юрий Сергеев.

Результаты экспертизы он представил в министерство лесного хозяйства Пензенской области. Однако ответ пока не получил. Как заверили специалисты, по данному обращению проводится проверка, ее результаты будут известны в течение месяца. Но это уже не первое безрезультатное обращение Сергеева в контролирующие органы.

Между тем агрофирма тоже не осталась в стороне. Она пыталась лишить фермера права пользования прудом и даже плотиной, которая находится у него в собственности. Судебная тяжба тянется уже не один год, и пока все решения в пользу фермера. А вот от жалоб и проверок контролирующих органов он уже устал. К нему наведывались специалисты Росреестра, МЧС, Роспотребнадзора, прокуратуры. В результате Валяевские озера - один из немногих объектов в регионе, который оформлен в соответствии со всеми требованиями закона, санитарными нормами и правилами водопользования. Вот только одного не хватает - собственно воды.

За время, пока Сергеев бьется за свой пруд, у него накопилась кипа документов, которая тянет на целую "Войну и мир". В переписке с контролирующими ведомствами и судебными инстанциями немало забавных, а порой вопиющих ляпов. Так, районная администрация, которая сама же передала ему права на плотину, спустя несколько лет решила изъять ее обратно, хотя срок исковой давности уже прошел.

Затем оппоненты пытались доказать, что Сергеев прибрал к рукам природный объект на реке Панейка-Скачиха. Но эти доводы разбились о справку из Средневолжского управления Росприроднадзора, в которой сообщается, что водного объекта под таким названием в природе не существует. А вот распашка земель в зоне водопользования проводится незаконно.

Недавно на землях поблизости от водоема развернулась стройка. На участке, который был предоставлен как земли сельскохозяйственного назначения, теперь возводят коттеджный поселок. Добротные двухэтажные особняки растут как грибы после дождя. Их здесь уже более десятка, а будет еще больше. Земля в пригороде областного центра стала лакомым кусочком, теперь она всем нужна.

Вместо того чтобы работать на земле, Сергеев воюет в судах и чиновничьих кабинетах. Он верит, что справедливость восторжествует, а Валяевские озера сохранят не для бизнеса, а для людей.

Компетентно

Алексей Богородицкий, член адвокатской палаты Пензенской области:

- Изначально в этой истории был нарушен федеральный закон, который запрещает предоставлять в совместное пользование водный объект, уже находящийся в обособленном пользовании. Проще говоря, если у пруда есть хозяин, второго быть не может. Но на это закрыли глаза. Теперь контролирующие органы закрывают глаза на нарушения, которые очевидны при использовании водного объекта. Арендатор обращался в минлесхоз Пензенской области с требованием провести проверку по факту нарушений в использовании пруда для орошения земель сельхозназначения. Долгое время они не собирались этого делать, а затем оштрафовали агрофирму на смешную сумму. Арендатору выгоднее платить штрафы, нежели заниматься мелиорацией земель.

Цитата

Из обращения фермера Юрия Сергеева в минлесхоз Пензенской области:

" Прошу аннулировать ранее выданное разрешение на полив из водоема близ села Богословка, который был предоставлен мне в аренду. Прошу привлечь нарушителей к ответственности путем возмещения причиненного природе ущерба. Также прошу существенно уменьшить размер арендной платы с КФК из-за понесенных убытков, в противном случае буду отстаивать свою позицию в суде и требовать привлечь должностных лиц к ответственности за бездействие и халатное отношение к своим обязанностям".