На территории ИПФ в Нижнем Новгороде состоялась и сама встреча. Нобелевского лауреата на ней не было, но академик Сергеев связался с ним по телефону в присутствии журналистов. Господин Муру отозвался из Поднебесной, где находится сейчас вместе с женой. Первым делом он извинился перед коллегами в Нижнем, что не сможет, как ранее обещал и планировал, приехать к ним на следующей неделе.
Сейчас его график из-за случившейся награды стал очень плотным - Муру назвал это "взрывом". Но в конце ноября он обещал приехать в Москву - академик Сергеев пригласил его на конференцию ЮНЕСКО по вопросам науки, которая будет проходить в это время в российской столице.
Муру - очень открытый и отзывчивый человек, - рассказал накануне Михаил Бакунов, заведующий кафедрой в Нижегородском госуниверситете, где профессор из Франции и будущий нобелевский лауреат пять лет руководил им же созданной Лабораторией экстремальных световых полей. - Он никогда не отказывал нашим аспирантам в помощи. При этом показывал пример здорового образа жизни, катаясь по городу на велосипеде и проплывая каждый день по километру в бассейне. А как-то раз отважился даже переплыть Волгу. И как человек предусмотрительный сделал это в сопровождении спасателей на лодке".
Сам же профессор и лауреат, обращаясь мыслями в Нижний, вспоминает то, как вместе с российскими коллегами занимался разработкой новых методов сжатия импульсов для повышения мощности лазера.
- Жерар Муру продолжает участвовать в нашем мегапроекте XCELS, - развеял всякие сомнения Александр Сергеев. - Ведь важно не только построить установку, но и определить, какие эксперименты нужно проводить с помощью этого лазера. Сам лазер - это по существу инфраструктура, с помощью которой ученые будут заниматься наукой. А вот какой наукой, какие именно открытия и приложения там ждать - это то, над чем мы сейчас, в том числе вместе с Жераром Муру, думаем и работаем.
Напомним, что 2012 году комиссия под руководством президента России Владимира Путина одобрила заявку Института прикладной физики РАН по созданию Международного центра экстремального света (XCELS). В ее основу была положена концепция уже действующего в институте лазера ПЕРЛ и результаты, которые удалось на нем получить. Тогда же ученый из Франции Жерар Муру стал в проекте XCELS председателем международного консультативного совета.
Лазерный комплекс XCELS (Exawatt Center for Extreme Light Studies) - один из шести проектов класса "мегасайнс", которые одобрены к реализации в России. Новая мегаустановка должна иметь пиковую мощность излучения 0,2 ЭВт (200 ПВт). На ее строительство, по нынешним расчетам, может уйти 7-8 лет. Из-за нехватки средств пока из шести российских проектов "мегасайнс" реализуются только два - реактор ПИК в Гатчине и ускоритель NICA в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне.
Александр Сергеев, президент РАН:
- Многие члены Российской академии наук, как известно, участвуют в выдвижении кандидатов на Нобелевские премии. И мы, что теперь уже не секрет, не единожды номинировали Жерара Муру. Премию ожидали достаточно давно, хотя и не в таком составе. Предполагали, что Нобеля по физике могут дать за сверхсильные поля и за очень короткие импульсы - то есть, ожидали комбинацию с аттосекундной физикой. И продолжаем надеяться, что еще один великий ученый - Пол Коркум из Канады - в ближайшее время получит такую награду. Российских ученых, если честно, мы не ожидали увидеть в числе победителей этого года. Хоть и с сожалением, но надо признать, что по прорывным проектам - сверхсильным полям и аттосекундной физике - пионерские работы сделаны зарубежными учеными. А вот в развитии этих направлений российская наука преуспевает.