Мы стоим на раскисшем черном поле под холодным октябрьским ветром. Вдаль уходят ряды зеленых кустов, усыпанных крупными красными ягодами. Я попробовал одну: сладкая, летом пахнет.
- Это "полька", ремонтантный сорт. Если погода позволяет, в день по 40 килограммов отправляем. И до самого снега можем еще собирать - ягоды много, - Галина Владимировна спряталась от ветра под теплым шарфом.
В тот день погода не позволяла: недавно прошел дождь, а мокрую ягоду собирать нельзя, раскиснет. У одного из двух рабочих накануне был день рождения, и теперь он не отвечал на телефонные звонки.
- По условиям гранта мне положено иметь двух рабочих. Но на прополку и сборку рук требуется, конечно, гораздо больше. Привлекаю молодежь и пенсионеров. Трое молодых людей и две старушки охотно у меня работают.
Год назад Левина получила по областной программе развития садов и ягодников полтора миллиона рублей. Купила 11 тысяч кустов малины, оборудование для капельного полива, холодильную камеру, технику, инструменты. Арендовала участок, полтора гектара чернозема у дороги.
- Здесь раньше ферма была, земля хорошая. Когда пришли, бурьян выше трактора стоял. Все лето мы с мужем корчевали, пилили, жгли. Тогда единственный раз гербициды применила - по-другому сорняки было не победить.
Малину Галина Левина растит по "зеленой" технологии, без удобрений. Обильный полив и пять прополок за сезон - вот и все процедуры. Саженцы она купила в тамбовском питомнике, его специалисты консультируют ее до сих пор. Чиновники из районного управления сельского хозяйства оказывают моральную поддержку: давай, мол, жми! Время от времени Левина публикует в соцсетях фото с плантации или отчеты об урожае. Глава района лайки ставит.
- Колхоз сарайчик подарил. Всем интересно, что у меня получится.
Ни от чьей помощи фермерша не отказывается. В церкви молит о поддержке в трудах возделывания ягодного сада, защите от излишнего корыстолюбия и тщеславия. Покупателей находит младший сын - в прошлом начальник отдела продаж в крупной компании. Торговцы на тамбовском рынке и кондитерские фирмы готовы брать свежую малину в любых количествах.
В погожий день ягоду собирают в корзины, взвешивают и сортируют. Отборную раскладывают по 500-граммовым контейнерам и отправляют в Тамбов. Второй сорт - малину мятую и некрасивую - оставляют себе, для варенья и вина. Последнего Галина Владимировна запасла уже 100 литров на подарки и дни рождения.
Год назад, в мае 2017-го, Галина Левина, преподаватель русского языка с 40-летним стажем и руководитель школьного кружка агробизнеса, выпустила свой последний класс и с легким сердцем оформила документы на пенсию.
- Я перегорела уже как педагог. Хотелось чего-то нового.
Новое подсказала жизнь. Еще в школе Левина стала следить за новостями аграрной политики. Узнав о губернаторской инициативе закладки садов, поняла - это ее шанс. Малину у себя на участке Галина Владимировна выращивала давно и успешно, но не те сорта и в небольших количествах. Теперь появилась возможность перейти на промышленный масштаб.
- О рентабельности говорить пока рано, плантация съедает обе пенсии: мою и мужа. Консультанты из района считают, через год выйду в ноль. А через пять, возможно, будет прибыль - 15 процентов. Пока же деньги лишь вкладываем: зарплата рабочим, горючее для мотопомп, транспорт... Когда привозят выручку от продажи ягод, я радуюсь, что хоть что-то получаю.
В паре километров от деревни у Левиной второй участок, перспективный. Он в лесу: малина ветра не любит, да и посторонних нет. На новом месте посадили желтую малину и ежевику сорта "карака блэк", с необычайно крупными и вкусными ягодами. Их обожает двухлетний внук Демьян - он в семейном бизнесе контролирует качество.
- У меня весь урожай - осенью. А если туристы пойдут, весной их тоже надо чем-то кормить. Посажу еще жимолость, - рассуждает Галина Владимировна.
Все посаженное принимается и дружно идет в рост. Место здесь намоленное.
В XIX веке на месте Ленинского располагалось имение княгини Оболенской. Богатая красавица и светская дама, она проводила зимы в Петербурге или на европейских курортах, а летом жила в своей усадьбе, трехэтажном доме посреди садов и роскошного парка. С высокого бельведера княгиня зорко следила за всем, что происходило в ее хозяйстве.
Весной 1917 года крестьяне разграбили и сожгли усадьбу. Оболенская была в Париже и больше на Тамбовскую землю не вернулась. А в 1922 году на княжеских руинах появилась первая в России коммуна. Основали ее бывшие эмигранты, бежавшие из царской России, а теперь вернувшиеся за свободой, равенством и братством. С ними приехали зарубежные романтики революции - всего 65 человек из Германии, Италии, США и даже Австралии. К переезду они готовились три года: собрали деньги, изучили ремесла, закупили необходимую технику, договорились с советской властью. Землю переселенцам выделили по личному распоряжению предсовнаркома Владимира Ленина.
Прибытие коммунаров в усадьбу произвело на крестьян сильное впечатление. Пришельцы были одеты в костюмы и котелки, у некоторых были тросточки. Дамы в шляпках вели за руки детей в нарядных костюмчиках. Следом шли невиданные тракторы, они волокли телеги с чемоданами и инструментами. "Одних буржуев выгнали, другие приехали", - ворчали местные.
Новые люди поселились в руинах усадьбы, быстро возвели несколько домов, привели в порядок сады, завели фермы, механические и деревообрабатывающие мастерские, пекарню, баню с прачечной, школу и детский сад. Архитектор-самоучка Джованни Фанфарони украсил здание электростанции венецианскими окнами и построил павильон для доярок с танцплощадкой. Образцовая коммуна процветала: в 1924 году ей присвоили имя Ленина, выдали кредиты, семена и лес для построек. Преодолев первый шок, селяне тоже попросились в хозяйство - в его просторной столовой кормили вкусно и досыта, а за детьми приглядывали в детском саду. Но в коммунизм брали только специалистов и беспризорников. В 1931 году воскресшую усадьбу посетил Бернард Шоу.
В 1937 году все руководство коммуны расстреляли: иностранцы, да еще с родственниками за границей. Коммуну закрыли, на ее месте возник колхоз имени Ленина, тоже образцовый. Семен Буденный выбирал здесь коней для своей кавалерии, из яблок делали кальвадос. Джованни Фанфарони уцелел и в 1954 году построил в селе школу. О советском времени напоминает монументальная стела "Колхоз имени Ленина" на трассе, а построенная коммунарами школа работает до сих пор - в ней Галина Владимировна и преподавала.
Дальний конец поля круто обрывается, под ним изогнулась тихая речка Ира. К воде спускается лестница, у нижней ступеньки - кувшинка.
- Благодать - никакого курорта не надо. Устану работать, прихожу сюда, к реке. Биоэнергетика здесь отменная. 10 минут посижу и отдохнула. А сны вижу зеленые и разноцветные.
Весной благодать усиливают соловьи, осенью - малина. Вдоль реки есть немало удобных мест для турбазы или кемпинга. А еще тамбовские власти готовы выдавать гранты на развитие внутреннего туризма. И Галина Владимировна много думает об этом.
- Назвать можно "Малиновая сказка". Место у нас интересное: церковь старинная, музей. Воздух свежий, виды замечательные. Можно и образовательные туры проводить, и отдых на природе, - размышляет Левина. - У меня сноха по первому образованию - режиссер культмассовых мероприятий, вот с ней и устроим: хоть гастрономический туризм, хоть событийный, хоть свадьбу в малиннике.
Александр Аксенов, начальник управления сельского хозяйства Тамбовской области:
- Садоводство - один из приоритетов развития региона в рамках импортозамещения. В прошлом году заложено более 1000 гектаров плодовых садов. Это стало возможным благодаря увеличению государственного финансирования сельхознаправления, а также в рамках инициативы губернатора Александра Никитина по созданию в каждом районе 50 гектаров садов. Для поддержки начинающих садоводов в 2017-2018 годах было выдано 24 гранта на общую сумму 35,5 миллиона рублей. Максимальный размер - 1,5 миллиона. На 1 октября 2018 года площадь многолетних плодово-ягодных насаждений в Тамбовской области достигла 12 тысяч гектаров. Валовой сбор плодов и ягод в 2017 году составил 44 тысячи тонн.