Идея двух студенток превратила Петербург в центр средневековой музыки

В Петербурге завершился Первый международный молодежный семинар по изучению национальных духовно-музыкальных традиций "Искусство, победившее время". В течение недели Санкт-Петербургская консерватория принимала молодых музыковедов-медиевистов  из Греции, Грузии, Армении, Румынии, Беларуси и России. О том, что ждет проект в дальнейшем, рассказала "РГ" студентка первого курса магистратуры института философии Санкт-Петербургского государственного университета Елена Шустик.

Елена, как родилась идея проекта, кто является инициатором?

Елена Шустик: Идея провести в Санкт-Петербургской консерватории семинар, посвященный духовно-музыкальным традициям разных народов, принадлежит двум студенткам кафедры древнерусского певческого искусства - мне и моей подруге-однокурснице Наталье Сергеевой. Сегодня уже трудно во всех подробностях восстановить предысторию, но, наверное, основным источником вдохновения для нас послужило пребывание в летней школе музыки, организованной музеем-институтом Комитаса в июле прошлого года. В течение недели мы знакомились с армянским фольклором, армянской средневековой музыкой, творчеством Комитаса и историей армяно-русских музыкальных связей. Это было очень ново и необычно для нас, мы впервые столкнулись с традиционной певческой культурой Армении, очень ей заинтересовались и по-настоящему вдохновились!

Вернувшись в Санкт-Петербург и погрузившись в насыщенную учебную деятельность, мы с грустью осознали, что в наш учебный план нет никакой физической возможности вместить еще и обзорные курсы, посвященные истории традиционных музыкальных культур разных стран, а узнать о них очень хотелось. Мы были уверены, что знакомство с древнейшими певческими культурами других народов станет хорошим подспорьем в нашей профессиональной деятельности, ведь мы - музыковеды-медиевисты, сфера нашей профессиональной деятельности - изучение средневековой музыки, бытовавшей на территории Руси с XI по XVII века. Так возникла идея собрать единомышленников-студентов из других стран в стенах консерватории и рассказать друг другу о том, что мы знаем о своей родной традиции.

Идеей такого образовательного формата мы поделились с заведующим кафедры древнерусского певческого искусства Екатериной Александровной Смирновой и доцентом кафедры Екатериной Васильевной Плетневой. Руководство консерватории тоже одобрило идею и предложило нам поучаствовать во Всероссийском конкурсе молодежных проектов среди образовательных организаций высшего образования, проводимого Федеральным агентством по делам молодежи Росмолодежью в 2018 году. Семинар победил в номинации "Патриотическое воспитание и межкультурные коммуникации", это обеспечило финансовую поддержку проекта.

Какова основная идея мероприятия?

Елена Шустик: Целями нашего семинара является популяризация музыкального наследия эпохи Средневековья, аккумулирование идей, позволяющих развивать музыкальную медиевистику, как интернациональную область гуманитарного знания. Мы очень хотели поделиться с людьми вдохновением и красотой, которые получаем, знакомясь с древнерусской культурой, узнать больше о певческих культурах других стран. Кроме того, нам казалось важным напомнить об огромной ценности живого человеческого общения, необходимого молодому исследователю как воздух.

Еще одной особенностью нашего мероприятия стало то, что семинар задумывался как площадка для студентов, на которой уже в процессе обучения мы могли бы попробовать себя в роли организаторов, администраторов, лекторов, ведущих концертов, мастер-классов. Это удалось воплотить, благодаря командной работе студентов кафедры, которая пусть не сразу, но все-таки сложилась. Люди, приходившие к нам на мероприятия, отмечали наши "единство и зараженность общей идеей".

По каким критериям шел отбор участников?

Елена Шустик: Поскольку это был первый опыт, выбор участников не основывался на какой-то жесткой логике. Мы отправляли приглашения в музыкальные ВУЗы, в которых потенциально могли бы находиться специалисты в области музыкальной медиевистики и, следовательно, существовать курсы, готовящие молодых исследователей в этой области. Участники нашлись очень быстро. Этот факт, как нам кажется, свидетельствует о востребованности предложенного образовательного формата среди музыковедов-медиевистов разных стран.

Интересно, что в течение недели нам удалось познакомиться с такими самобытными и совсем непохожими друг на друга певческими традициями. Мы получили представление о византийской церковной музыке, о григорианском хорале, характерном для территории Трансильвании, узнали о жанрах армянской духовной музыки - шараканах, тагах, гандзах, расширили свои познания в области традиционной грузинской полифонии, рассказали о монодических распевах Древней Руси и уникальном раннем русском многоголосии.

Насколько семинар был привлекателен для широкого круга публики?

Елена Шустик: Мне трудно судить о совсем широком круге публики, но студентам петербургских ВУЗов - будущим музыкантам, историкам, искусствоведам, художникам, культурологам, филологам тематика была интересна. Они активно ходили на лекции и посещали мастер-классы.

Концертный зал консерватории и Большой выставочный зал Художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица во время концертов семинара были полны, что радостно и ценно для нас.

Много ли в области музыкальной медиевистики специалистов до 30 лет?

Елена Шустик: Можно предположить, что нас не очень много, профессия редкая и сложная. В виду этого, необходимость существования дружного крепкого международного научного сообщества еще больше возрастает. В этом году мы смогли принять только двадцать пять ученых из других городов и стран, но они были молоды, вдохновлены, веселы и были рады поделиться своими знаниями, умениями и опытом друг с другом.

Вы - выпускница уникальной кафедры, не имеющей аналогов в мире. Несколько слов о ней.

Елена Шустик: Да, я - выпускница кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории имениРимского-Корсакова, основанной в 1993 году заслуженным деятелем искусств Российской Федерации, кандидатом искусствоведения, профессором Альбиной Никандровной Кручининой.

Уникальность кафедры заключается в предмете исследований, которыми мы занимаемся. Наши профессиональные интересы сосредотачиваются вокруг изучения и исполнения русской средневековой музыки, дошедшей до сегодняшних дней в певческих рукописях. Эти рукописи сохранили в себе богатейшее наследие нашего народа - его профессиональную музыкальную культуру - проводницу человеческих дум, надежд, чаяний, поисков истины и красоты. Наш проект семинара вырос из желания поделиться с людьми вдохновением, которые мы получаем, прикасаясь к этому огромному и сложному миру. Можно считать его неким итогом обучения на кафедре.

Семинар прошел успешно, оправдал ожидания организаторов и участников? Что он дал лично Вам и Вашим коллегам?

Елена Шустик: Мне трудно объективно ответить на этот вопрос, ведь я не просто наблюдала со стороны за рождением этого мероприятия, а непосредственно участвовала в его создании.

Я видела на мероприятиях много людей, я чувствовала их добрую энергетику и любовь. Мне кажется, что у нас что-то получилось, и это что-то было совсем не зря! А ошибки и промахи мы запомнили, постараемся в последующих проектах их избежать.

Будет ли у семинара продолжение?

Елена Шустик: Да. Я очень надеюсь, что это будет возможно. Мы задумывали наш семинар как важную составляющую образовательного процесса, имеющую систематический характер. Сейчас мы убедились на практике в необходимости существования такого формата обмена знаниями. Надеемся, что в последующие годы интерес к межкультурному общению не угаснет, что список стран-участниц будет расширяться, на семинар будут приезжать музыковеды из самых разных точек планеты и мы вместе поможем друг другу лучше понять средневековую традицию и сберечь прекрасную культуру наших предков.