Как доехать от Москвы до Крыма и обратно
Не жара, конечно, но купаться еще можно. Да и целебный крымский воздух никуда не делся. К тому же вне сезона и цены на проживание ниже, и пробок меньше.
Найти дорогу к мосту
Признаюсь честно, в Крыму я никогда раньше не была, поэтому очень ждала открытия Крымского моста, так как на "наши юга" люблю ездить на автомобиле.
Трасса М4 "Дон" давно знакома и изучена. На ней, наконец-то, закончили основной ремонт со строительством обходов Воронежа, Ростова-на-Дону и Краснодара. Сейчас здесь встретишь лишь локальные работы. По сравнению с тем, что было несколько лет назад, сейчас это прямо хайвей. Только в Ростовской области еще попадаются неровности. Кстати, уже начиная с этой области надо присматриваться к краю проезжей части. Во многих местах есть как бы наплывы из асфальта, на которые лучше не наезжать. Объясняется это тем, что трасса в основном проходит по равнинной местности, где дуют очень сильные ветра. Наплывы - это как раз "работа" ветра.
От Москвы до ЮБК около 2 тысяч километров. За день такое расстояние не проехать, даже с двумя водителями. А изнурять себя чрезмерными нагрузками просто опасно для жизни. Поэтому одна-две остановки точно должны быть.
Тем более что хайвей М4 вовсе не доходит до Крымского моста. К стройке века придется пробираться окольными путями.
Трасса "Дон" тянется на протяжении 1,5 тысячи километров от Москвы до Новороссийска. При этом основной участок пролегает до Краснодара, дальше через крошечную Адыгею она спускается вниз к морю. В районе Джубги налево пойдет довольно живописный и неплохой по качеству покрытия сочинский серпантин, направо - уже узкая двухполосная дорога на Новороссийск. И это как раз самый далекий путь до Крымского моста. От Краснодара он составляет почти 300 километров.
Все остальные дороги пролегают через краснодарские станицы. Самый популярный маршрут - через печально известную станицу Кущевская. Дальше нужно двигаться в сторону станицы Каневской, Тимашевска, Славянска-на-Кубани, хутора Белого и Керчи. По километражу это немало, но не нужно ехать до Краснодара и спускаться к Джубге.
Я поехала через поселок Октябрьский - это за станицей Павловская в сторону Краснодара. В Павловской я останавливалась на ночлег, и местные жители насоветовали "короткий" и практически безлюдный маршрут.
На самом деле безлюдные проселочные и абсолютно незнакомые дороги - это не так уж и здорово. Поначалу едешь с ветерком, наслаждаясь созревшими подсолнухами и кукурузой, но когда начинается лес да лес кругом и бескрайние поля, начинаешь пристально смотреть, сколько в баке осталось бензина.
Путь через Октябрьский должен был вывести к городку под названием Тимашевск. Другой вариант - по М4 добраться до станицы Кореновской. Оттуда до Тимашевска ближе, а по трассе - быстрей.
Дальше основными ориентирами были Славянск-на-Кубани - город районного значения - и хутор Белый (большое село). От Тимашевска дороги оживленнее, попадаются фуры и местные тихоходы, груженные овощами и фруктами, которые придется обгонять. В итоге средняя скорость по проселочным дорогам не будет превышать 60 км/час. И путь до Крымского моста займет от 5 до 7 часов. И это при том, что еще повезет и не встанешь в пробке через какой-нибудь железнодорожный переезд или просто из-за того, что фуры впереди не могут разъехаться.
После хутора Белый нужно искать указатель именно на Крымский мост или на трассу А290 Новороссийск-Керчь. Именно она ведет к стройке века. Пропустите указатель - уедете в порт "Кавказ". Это паромная переправа, она работает, переправить легковушку стоит 1700 рублей. Но хочется же именно по мосту и бесплатно. Он находится от переправы примерно в 70 километрах.
Крымский серпантин
К мосту ведет 40-километровый автоподход с новым отличным покрытием. Вот где можно насладиться настоящей быстрой ездой. То, что ты уже на Крымском мосту, начинаешь понимать, когда краем глаза видишь справа большую воду (слева будет видно только встречное направление).
Пока преодолеваешь 19 километров моста, испытываешь и гордость за наших строителей, и свою причастность к событию века - ты тоже проехал по мосту! Но при этом никаких особых красот увидеть не получится: море из-за высоких парапетов моста практически не видно. Остановиться на мосту и "поселфиться" тоже нельзя - там не предусмотрены специальные "карманы".
Проезжать Крымский мост лучше утром или днем, чтобы в темное время суток не оказаться на строящейся уже на Крымском полуострове трассе "Таврида".
Я попала туда как раз вечером. Ехать крайне сложно. Вообще трасса "Таврида" - это двухполосная дорога от Керчи до Симферополя. Сейчас во многих местах ее расширяют. Но дорожники обещают закончить работы только к концу 2020 года. Когда с нового моста попадаешь на узкую, неосвещенную трассу, перегороженную временными отбойниками, возникает желание съехать куда-нибудь и остановиться на ночлег, чтобы не портить зрение и нервы, щурясь от дальнего света идущих потоком в сторону материка фур.
Но съехать некуда. Более ста километров от моста до Феодосии - это равнинная местность с мелкими населенными пунктами. Их в темноте и не увидишь-то, тем более не пойдешь проситься на ночлег в какую-нибудь избушку. Так что придется напрячь силы и зрение и дотянуть до первого крупного города на пути - Феодосии, надеясь при этом, что бензин не закончится.
В Феодосии нужно обязательно обратить внимание на предупреждение о том, что рекомендованный маршрут проезда к Алуште и Ялте - через Симферополь.
Навигатор поведет через Судак. Последуете ему - попадете на серпантин через Крымские горы. Через серпантин путь на ЮБК формально короче, но, учитывая, что дорожное покрытие еще со времен Украины там не ремонтировалось, а подъемы порой практически отвесные, то времени уйдет в два раза больше, чем когда едешь по равнине через Симферополь. И опять же надо учитывать: серпантин, может, и живописен, но безлюден, так что все возможные проблемы с машиной придется решать самостоятельно. Интернет и телефон в горах тоже не везде ловит.
По серпантину ездят в основном местные, которые объезжают пробки на трассе "Таврида". От Симферополя до Ялты идет уже хорошая 3-4-полосная дорога.
Обратно к дому
На обратном пути я решила сократить свой путь по станицам. От моста поехала в сторону Анапы и Новороссийска. На развилке, где указано направление на Крымск, нужно повернуть именно на этот городок. От Крымска держаться курса на Славянск-на-Кубани, но, не доезжая его, искать указатель на Краснодар. Через кубанскую столицу ехать не стоит, сразу надо забивать в навигаторе М4 "Дон". Навигатор поведет по объездам Краснодара. Хоть этот путь и считается не слишком удобным, так как Западный и Восточный объезды Краснодара стоят в пробках, москвичей ими не испугаешь. И лучше уж потерять в них полчаса, чем колесить по бесконечным станицам, проклиная в душе медленные фуры или переезды.
Магазин "у моря"
В Крыму нет привычных нам торговых сетей. В основном магазины формата "у дома" или, перефразируя, "у моря". Цены там выше, чем у сетевиков. Для примера: литр крымского кефира стоит 90 рублей, килограмм местного сыра - 600 рублей, винограда -160 рублей. Когда задаешь продавцам вопрос, почему так дорого, ведь все производится на полуострове, они объясняют, что все предприятия у них небольшие и в основном ориентированы на выпуск продукции для материковой части. Снижать цены могут только сетевики, которые работают, начиная с Краснодарского края.
На ЮБК цены на продукты самые высокие (доставка дорогая), в Феодосии - на порядок ниже. Так что есть смысл закупиться нескоропортящимися продуктами по дороге. Рынки в Крыму есть, они напоминают наши базары 90-х годов прошлого века, где рядом с рыбой продают ботинки и даже ритуальные венки. Но цены на рынках мало отличаются от магазинных, и побывать на них стоит разве только для того, чтобы предаться ностальгии по 90-м!
И еще важный момент: в Крыму нет российских сетевых заправок. Стоимость бензина там также выше, чем на трассе "Дон". 95-й стоит около 50 рублей. На трассе - 46 за литр. Поэтому в Крым лучше въезжать с полным баком.