Еще летом при обсуждении изменений общественники высказывали опасение, что обещанных комфортабельных автобусов на всех не хватит. Мнение активистов поддерживали и горожане, бурно обсуждавшие в соцсетях инициативу властей убрать маршрутки с улиц города. Большинство пользователей считает, что списывать этот вид транспорта пока еще рано. Во-первых, ездят они быстрее и чаще, чем автобусы. Во-вторых, водители, как правило, учитывают запросы пассажиров: останавливаются по требованию, не стоят долго на остановках, могут изменить маршрут, чтобы объехать пробку.
В мэрии же считают, что, убрав маршрутки, можно существенно разгрузить городские магистрали. Есть и еще один важный нюанс: частные перевозчики практически не пополняют казну города, не платят всех налогов. Кроме того, как подчеркнул глава администрации донской столицы Виталий Кушнарев, в приоритете развитие экологически чистого транспорта. Так, в ближайшее время существенно пополнится троллейбусный парк. Сейчас в Ростове-на-Дону 51 троллейбус, и еще 14 будет передано на Дон правительством Москвы. Разработана и утверждена дорожная карта восстановления троллейбусных маршрутов до конца 2019 года. Их общая протяженность составит порядка 90 километров.
За два года (2016 - 2017-й) для Ростова приобрели 30 трамвайных вагонов, практически полностью обновив парк, однако четыре новых вагона сломались и находятся на долгосрочном ремонте.
- Все расходы, связанные с ремонтом и заменой товара ненадлежащего качества в период гарантийного срока, оплачиваются за счет поставщика, - подчеркнули в мэрии.
По мнению эксперта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Александра Рыжкова, сейчас требования, предъявляемые к пассажирским перевозкам, унифицируются. В частности, весь транспорт должен быть встроен в единую "билетную систему". А маршрутки из нее выбиваются.
- Маршрутные такси появились в 90-е годы, когда в городах были большие проблемы с бюджетом. Муниципалитеты не могли содержать полноценный парк общественного транспорта, и на рынок пришли частные перевозчики. До конца 2000 года они воспринимались положительно и властями, и жителями городов. Сейчас же пассажиров и управленцев не устраивает качество оказываемых услуг. В городах-миллионниках в среднем на каждый вид общественного транспорта (автобус, троллейбус и трамвай) приходится по 20 маршрутов. Микроавтобусы же обслуживают 100 направлений и сильно запутывают маршрутную сеть. При этом они не создают новые направления. Частные перевозчики не ведут учет пассажиропотока, занижают доходы. Но главный аргумент, почему от маршруток надо постепенно избавляться, все же качество услуг. Водитель микроавтобуса нацелен на получение максимальной прибыли, так как он ежедневно расплачивается с перевозчиком. Поэтому маршрутки гоняют на большой скорости, отбирая у конкурентов пассажиров. В Ростове процесс "перезагрузки" идет несколько месяцев, но это неправильная практика. Избавляться от маршрутных такси, к которым так привыкли пассажиры, надо в течение нескольких лет, чтобы избежать общественного стресса.
Кстати
В Волгограде прошлой весной отменили маршрутки, которые ходили через весь город. Теперь пассажиры преодолевают долгий путь на больших автобусах. Сначала горожане сетовали, что раньше на маршрутках можно было доехать без пересадок за 30 минут, а теперь на автобусе получается дольше. И самое главное, у пассажиров был выбор, на каком виде транспорта добираться. Однако сейчас волгоградцы жалуются меньше, так как привыкли и разобрались в новых маршрутах. Кроме того, стало чуть больше электричек, а к ЧМ проложили новую ветку к аэропорту. .